Главные особенности нанесения битума на поверхности
Перед использованием жидкого битума нужно быть уверенным в том, что конкретная технология нанесения подходит к конкретной ситуации. В первую очередь нужно понимать, что этот материал является слишком привередливым, и любые ошибки могут иметь серьезные последствия.
В самом начале производится нагрев битумной смеси. Зачастую для этого используются специальные установки, предназначенные для плавки отдельных строительных ресурсов. Также растопить битум можно и в обычной металлической бочке, под которой разведен огонь. Стоит отметить, что во время нагрева битум начнет сильно пениться, однако это не должно сбить толку – это нормальный процесс. Чтобы убедиться, что битум уже готов для использования, достаточно посмотреть на поверхность смеси. Если мы там видим гладкий и блестящий слой битума – материал уже можно задействовать в строительстве. Стоит понимать, что перегрев битума – также очень серьезная проблема. Если материал слишком сильно нагреется, его попросту не рекомендуется использовать в строительстве. К примеру, если битум, предназначенный для покрытия крыши, существенно перегрелся, через какое-то время он начнет трескаться, и тогда снова придется приобретать битум.
Для повышения характеристик битума нередко используются различные растворители. Заранее нужно сказать, что модификация состава битума – достаточно рисковый процесс, который может принести немало неприятностей. Несмотря на это, стоит знать, что зачастую в состав битума добавляют дизельное топливо. Для смешивания нужно в 2 раза меньше растворителя, чем битума. Нагревать битум следует отдельно от растворителя, а уже потом проводить смешивание. Что касается положительных результатов от подобных экспериментов, то обновленный состав битума станет менее чувствительным к перепадам температур. А это очень важный аспект, особенно при использовании жидкого битума в качестве гидроизоляции.
Что касается непосредственно нанесения битума на поверхность, то здесь тоже имеются некоторые трудности. Прежде всего, нужно знать, что битум невероятно быстро твердеет, поэтому сразу же после нагревания нужно наносить его на поверхность. В данном случае у нас имеется не более трёх минут. Если площадь поверхности, на которую наносится битум, достаточно большая, можно разровнять материал при помощи швабры. В остальных случаях активно используются кисти и валики.
Если говорить об используемых объемах битума, то они следующие:
-для создания гидроизоляции используется до 2 кг битума на 1 м2;
-при строительстве дорожного полотна необходимо не менее 2-3 кг битума на 1 м2;
-для пропитки асфальта понадобится около 1 кг материала на 1 м2.
Свойства битумов
Три основных свойства битумов (твердость, размягчение растяжимость) находятся во взаимосвязи. Твердые битумы имеют высокую температуру размягчения, но малую растяжимость, т. е. относительно хрупки. Наоборот, мягкие битумы размягчаются при невысокой температуре, но могут сильно paстягиваться, т. е. обладают большой пластичностью.
Расплавление битума всех марок, определяемое по падению капель, наступает при температуре на 20 — 30° выше, чем размягчение; температура вспышки для битума марки 0-11 не ниже 180 градусов, для остальных марок — не ниже 200°. Потеря летучих веществ при нагревании в течение 5 час. при температуре 160 градусов должна быть не более 1% по весу; после этого глубина проникновения иглы должна составлять не менее 60% от первоначального значения.
Растворимость битумов в хлороформе или бензоле должна иъ не менее 99%, а для марки II и выше не менее 98%. Водорастворимых соединений допускается не более 0,20 — 0,30, а присутствие водорастворимых кислот и щелочей не допускается.>
Из всех органических вяжущих наибольшее применение в строительстве имеют нефтяные битумы. По пластичности и стойкости по отношению к атмосферным влияниям нефтяные окисленные (продутые) битумы не уступают природным, но значительнo дешевле их. По качеству они значительно выше каменноугольных дегтевых материалов.
Способы (область) применения
Битум – древнейший строительный материал, который был известен человеку еще в эпоху неолита. Тогда его использовали для изготовления посуды, изоляции редких видов дерева в строительстве, в качестве связующего в мозаиках из полудрагоценных камней и раковин.
Природный битум – не товарный продукт. Чтобы сделать его таким, необходимы дополнительные технологические процессы. После этого материал становится подходящим для использования в разных сферах:
- В строительстве. Ввиду нерастворимости в воде материал используется в гидроизоляционных работах. В отношении зданий и сооружений, трубопроводов, фундаментов.
- В дорожных работах. Битум активно используется при изготовлении асфальтобетона.
- В кровельных работах. Из битума производят мягкие кровельные материалы: рулонные и в виде черепицы. Примеры: рубемаст, гидростеклоизол, рубероид, мастика, пергамин, битумная бумага, стеклоэласт.
При использовании в строительстве битум проявляет несколько недостатков: низкую упругость, склонность к высыханию и высокую термочувствительность, которая проявляется в виде хрупкости при низкой и размягчении при высокой температуре. Чтобы устранить эти минусы, используют модифицированный битум, в который добавляют модификаторы, улучшающие свойства продукта.
Дополнительно битум используют как электроизоляцию в электротехнической промышленности, в отделке деревянных, кожаных и бумажных изделий, в изготовлении аккумуляторных мастик, изготовлении кабельной и лакокрасочной продукции, в прецизионном литье.
Битум нефтяной дорожный
Битумы дорожные в основном используются для строительства и ремонта дорожных и аэродромных покрытий. Нефтяные дорожные битумы делятся на вязкие и жидкие. Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные) и БН (битумы нефтяные).
Вязкие нефтяные дорожные битумы вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; нефтяные (БН) — четырех марок: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т.д. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25 °С, косвенно характеризующие вязкость битума. Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245-90.
Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.п.
Свойства дорожного битума обусловлены особенностями его состава и структуры. Главными показателями этого материала является вязкость, пластичность и теплостойкость. Эти показатели взаимосвязаны. С увеличением содержания масел, повышением температуры и длительности воздействия нагрузок понижается вязкость и возрастает пластичность. Смолы обусловливают вяжущие свойства битумов и дегтей, придают им пластичность, увеличивают клеящую способность. Асфальтены в битумах и свободный углерод в дегтях повышают температуру размягчения и твердость.
Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и О °С.
Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД
Наименование показателя | БНД 200/300 | БНД
130/200 |
БНД
90/130 |
БНД
60/90 |
БНД
40/60 |
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм: | |||||
при 25°С | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 |
при 0°С | 45 | 35 | 28 | 20 | 13 |
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже: | 35 | 39 | 43 | 47 | 51 |
Растяжимость, см, не менее: | |||||
при 25°С | — | 65 | 60 | 50 | 40 |
при 0°С | 20 | 6 | 4,2 | 3,5 | — |
Температура хрупкости, °С, не выше: | -20 | -18 | -17 | -15 | -10 |
Температура вспышки, °С, не ниже: | 200 | 220 | 220 | 220 | 220 |
Сцепление с мрамором или песком | Выдерживает по контрольному образцу №2 | ||||
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более: | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 |
Индекс пенетрации: | +1 | — | -1 | -1 | -1 |
Содержание водорастворимых соединений, %, не более: | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Битум БНД 200/300 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с холодным климатом,а также для приготовления теплых асфальтобетонных и битумоминеральных щебеночных гравийных смесей.
Битум БНД 130/200 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с умеренным климатом, для пропитки щебеночных покрытий в районах с холодным и умеренным климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с холодным климатом.
Битум БНД 60/90 применяется для пропитки дорожных щебеночных покрытий в районах с теплым климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с теплым климатом.
Битум БНД 40/60 применяется для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с летними температурами >30°C.
Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН
Наименование показателя | БН
200/300 |
БН
130/200 |
БН
90/130 |
БН
60/90 |
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм: | ||||
при 25°С: | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 |
при 0°С: | — | — | — | — |
Температура, °С: | ||||
размягчения, не ниже | 33 | 37 | 40 | 45 |
то же после прогрева, не выше: | — | — | — | — |
хрупкости, не выше: | 8 | 7 | 6 | 6 |
вспышки, не ниже: | 200 | 220 | 220 | 220 |
Растяжимость, см, не менее: | ||||
при 25°С: | — | 70 | 60 | 50 |
при 0°С: | — | — | — | — |
Испытание на сцепление с мрамором или песком: | выдерживает по контрольному образцу №2 | |||
Содержание водорастворимых соединений, %, не более: | — | — | — | — |
Индекс пенетрации: | +1 | — | -1,5 | -1,5 |
Как добиться соблюдения межремонтных сроков
Заметим, для расчета температурных свойств применяемых битумных материалов для всех слоев дорожной одежды необходимо изучить максимальные и минимальные температурные показатели на данной местности за 20 летний период. После чего верхнее значение допустимых температур выбранной марки битума должно быть строго выше скорректированной максимальной расчётной температуры, а минимальное значение марки должно быть строго меньше минимальной расчётной температуры.
Но тут возникает сложность, где взять исходные данные за 20 лет? Пока такой таблицы еще не составлено. Чтобы исправить эту ситуацию, на данный момент разрабатывается ПНСТ «Метод определения условий эксплуатации конструктивных слоёв дорожных одежд». В нем будут содержаться уже готовые расчётные температуры практически для всей территории РФ. По крайней мере, для тех мест, где проходит дорожная сеть. В этом документе можно будет почерпнуть уже готовые расчётные температуры на необходимых участках дорог.
Второй необходимый показатель — транспортная нагрузка. Тут определяется средняя скорость и интенсивность движения на дороге. Если скорость движения выше 70 км, то можно выбрать вяжущее чуть меньшего диапазона эксплуатации, производство которого будет стоить меньше. Если участок дороги, например, в черте города, и средняя скорость там явно меньше отметки в 70 км/ч, то необходимо выбирать битумы и битумные вяжущие с более высокими стоимостными и эксплуатационными характеристиками.
По законодательству: при легких условиях движения рекомендуется применение марок битумных вяжущих по ГОСТ Р 58400.1. При нормальных, тяжелых и экстремально тяжелых условиях движения рекомендуется применение марок битумных вяжущих по ГОСТ Р 58400.2
При выполнении всех этих условий для каждого отдельно взятого участка дороги удается подобрать максимально подходящие характеристики битумных продуктов. Как известно, если имеется в виду обычный ремонт, то межремонтный промежуток, по нормативам, составляет 12 лет, а если капитальный — то 24 года. Выбор «правильных» битумов, в итоге, позволит добиться соблюдения и даже удлинения межремонтных сроков на российских дорогах.
Станислав ДОНИН
Основные характеристики битума
Для дорожного строительства важны четыре характеристики битума:
- Термостабильность можно выделить как наиболее значимую. Она отражает три параметра материала: температуру размягчения при нагревании, температуру хрупкости при охлаждении и температуру вспышки паров битума.
- Растяжимость материала говорит о его пластичности.
- Пенетрация битума характеризует его твердость и вязкость.
- Нужно выделить еще одно свойство материала – сдвигоустойчивость. На языке ГОСТа оно называется «коэффициентом изменения динамической вязкости после старения». Этот параметр говорит о приемлемой для битума температуре эксплуатации.
От битума зависит качество и срок службы укладываемого дорожного покрытия
Основные свойства и характеристики
Битум или горная смола – смесь углеводородов и их производных – азотистых, сернистых, металлосодержащих. Это твердая или очень вязкая смолоподобная субстанция. Совершенно нерастворимая в воде, но частично растворимая в бензоле, хлороформе и некоторых других растворителях.
Столь разнообразная смесь углеводов обеспечивает самые разные физические и химические свойства смеси. К наиболее интересным с точки зрения пользователя относят следующее.
- Плотность битума – колеблется от 0,95 до 1,50 г/см³ в зависимости от происхождения и вида.
- Теплопроводность характерна для аморфных веществ – 0,5–0,6 Вт/м*К. Теплоемкость составляет 1,8–1,97 кДж/кг•°С. Как теплоизоляционный материал он использоваться не может, однако в составе строительной конструкции способствует сохранению тепла.
- Одно из главных свойств состава – аморфность. Будучи твердым, он проявляет свойства жидкости. При нагревании он становится жидким, им можно смачивать и пропитывать твердые поверхности. При охлаждении отвердевает. Процесс сопровождается полимеризацией, поэтому смоченные им объекты склеиваются очень прочно.
- Температура плавления битума зависит от состава, колеблется от +160 до +200°С. Процесс происходит постепенно.
- Материал является диэлектриком и может применяться при обустройстве изоляции.
- Битум не взаимодействует с водой и не растворяется в ней. При застывании образует непроницаемый беспористый слой.
- Устойчив к большинству кислот, щелочей и солевых растворов, но не стоек к органическому растворителю, наподобие бензина, ацетона, бензола. Пропитка битумом придает бетонам, стальным трубам, железобетонным конструкциям устойчивость к химически агрессивной среде.
- Битуму свойственно такое явление, как старение. Под действием солнечного света и кислорода из воздуха материал постепенно изменяет состав. Содержание смол и масел уменьшается, падает гидрофобность и упругость.
Какое свойство по-вашему важнее?
Водонепроницаемость
63.64%
Стойкость к химикатам
13.64%
Аморфность
22.73%
Проголосовало: 22
Плюсы и минусы битума
Доступность и низкая цена
Гидрофобность
Практически нулевая пористость
Простота работы
Стойкость к химически агрессивным веществам
Состав подвержен старению
Механические качества невысоки
Термическая чувствительность
Пожароопасность
Классификация
Классификация битумов весьма разнообразна и в первую очередь связана с назначением. По этому признаку различают:
- строительный – БН, используется для гидроизоляции, мастики, как сырье для изготовления других материалов;
- кровельный – БНК, применяется для производства мягких кровельных материалов, наподобие ондулина, гибкой черепицы;
- дорожный – БНД, используется при укладке и изготовлении асфальтобетонов.
Основная классификация связана с происхождением материала. Различают 2 большие группы.
Природный – извлекается из битумных горных пород водной вываркой или растворением в растворителях. К таковым относят:
- чистые битумы – с долей минеральных примесей не более 10%;
- асфальтовые породы – доломиты, известняки, содержащие вещество;
- асфальтиты – высокоплавкие битумы;
- асфальты – смесь асфальтного материала и минеральных веществ.
Поскольку на стоимость и на некоторые характеристики влияет метод получения, разделяют природные битумы таким образом:
- пластовые – входящие в состав горной породы и разрабатываемые шахтным или карьерным методом;
- поверхностные – выход битума на поверхность, чаще всего это не очень чистые смеси;
- жильные – чистые смеси с небольшим количеством примесей.
Искусственный битум – продукт, получаемый путем возгонки нефти и ее составляющих. Чаще всего сырьем для них выступает гудрон – смолистый остаток с твердыми частицами. Из него и получают твердый или полутвердый вариант. К искусственным модификациям относят:
- нефтяные мазуты – жидкие остатки возгонки нефти;
- нефтяные гудроны – результат отгонки мазута от масляных составных частей;
- кислотные масляные гудроны – их получают, очищая серной кислотой смазочные масла;
- нефтяные битумы – образуются как фракция при перегонке нефтепродуктов.
Применение битума
Разновидность битума определяет сферу его применения в строительстве.
Природный битум
Сегодня строительный или дорожный битум пользуется большой популярностью. Но не смотря на очевидное превосходство искусственного битума в массовом строительстве, натуральный или природный битум активно применяется в других промышленных отраслях.
Натуральный битум с особыми характеристиками (неокисленный состав) очень популярен для строительства дорог в западных странах. Неокисленный качественный битум можно производить только на оборудовании нового поколения. На Западе имеется масса подобных производств, чем и объясняется разница в востребованности природного битума на территории постсоветского пространства и в западных странах. Прочувствовать эту разницу может каждый автомобилист, сравнив качество дорожного полотна.
Дорожный битум
Дорожный битум прекрасно зарекомендовал себя при работе в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Он отлично выдерживает большие нагрузки, что и делает его идеальным материалом для строительства дорожного покрытия. Он широко применяется в изготовлении асфальтобетона и асфальта.
В качестве составляющего асфальтных покрытий, дорожный битум выполняет функцию связующего компонента, удерживая все ингредиенты вместе. Благодаря его отличительным характеристикам щебень, речной песок и остальные ингредиенты асфальтовой смеси образуют прочную однородную массу.
Плотность битума разделяет его на два вида:
- вязкий,
- жидкий.
Вязкий битум актуален в роли вяжущего средства для строительства или ремонта дорог. Жидкий битум используется для увеличения сезона постройки дорожного покрытия.
Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от характеристик дорожного битума и степени его соответствия нормам ГОСТа. Использование высококачественных материалов значительно повышает сроки эксплуатации дорог, позволяет избежать появления трещин, выбоин и подобных дефектов. Купить битум высокого качества можно у завода-производителя или у прямых поставщиков.
Строительный битум
Без строительного битума не возможна ни одна работа по заливке фундамента, кровельные или ремонтные манипуляции. Строительный битум получается в процессе переработки нефти и бывает двух видов: твердый и жидкий.
Твердую разновидность битума удобно транспортировать, но она требует разогрева на месте проведения строительных работ. Размягчение твердых слитков осуществляется при помощи специального оборудования – битумоварок. Температура битума должна быть довольно высокой, чтобы успешно применять его для строительства кровли или гидроизоляции.
Жидкий битум требует специальных условий транспортировки – он доставляется на место проведения строительных работ в специальной машине-битумовозе, приспособленной для транспортировки темных нефтяных продуктов. Особенность жидкой разновидности битума в том, что ее необходимо использовать в максимально сжатые сроки. Он применяется для заделки швов на зданиях, изготовления битумных мастик и кровельных работах.
Все виды битумов подходят для качественной гидроизоляции зданий, труб или фундаментов. Это самый дешевый, быстрый и удобный способ обеспечить сооружению долгий срок эксплуатации. Расход битума напрямую зависит от характера работ и характеристик материала. Прежде чем приобрести битум, внимательно ознакомьтесь с его маркировкой.
Характеристики битумной эмульсии
Для правильного расчета требуемого количества материала необходимо знать его плотность и примерный расход в разных эксплуатационных условиях. Удельный вес (плотность) битумной эмульсии составляет в среднем 1,05 г/см3 (1050 кг/м3), это означает, что в 1 л содержится 1,05 кг материала.
Примерный расход битумной эмульсии на 1 м2 покрытия из асфальта:
- При устройстве основания на пропитку 1 см толщины понадобится примерно 1 л/м2 материала.
- Для финишного асфальтного покрытия – 0,3-0,4 л/м2.
- Для цементобетонного основания – 0,3-0,4 л/м2.
- Для щебневого основания – 0,5-0,9 л/м2.
Температура битумной эмульсии при розливе зависит от температурных условий окружающей среды. При температуре выше +20°C состав не подогревают, ниже +20°C – его разливают подогретым до +40…+70°C. Желательная температура хранения материала – выше 0°C. Максимальный срок хранения битумных эмульсий зависит от их классов. Материалы классов ЭБА-1, ЭБА-2, ЭБК-2 хранятся до 1 месяца, ЭБА-3 и ЭБК-3 – до 2 месяцев со дня приготовления.
Свойства битумной эмульсии, обеспечивающие ее преимущество, по сравнению с обычным битумом:
- Низкая вязкость, благодаря которой материал проникает даже в мельчайшие поры базового слоя.
- Высокая адгезия к основанию.
- Возможность проведения дорожно-строительных работ при высокой относительной влажности воздуха и низких температурах.
- Высокая точность дозирования и распределение материала тонким слоем по основанию
- Экономия энергоносителей, необходимых для разогрева материала перед его использованием.
- Соответствие экологическим стандартам и безвредность для здоровья человека, благодаря минимальному количеству вредных выбросов в атмосферу. Эмульсия относится к малоопасным веществам и по уровню воздействия на организм она соответствует 4 классу опасности по ГОСТу 12.1.007.
- Высокая пожаробезопасность.
Виды битумных эмульсий
По типу основы эти материалы разделяются на следующие группы:
- Прямые. Основа – вода. В ней растворяются битумы, гудроны, масла. Такие составы хорошо разбавляются мягкой водой. Имеют высокую электропроводность.
- Обратные. Основа – органические вещества, вода используется в капельном виде. Электрический ток проводят плохо.
Классификация битумных эмульсий по индексу заряда:
- Быстрораспадающаяся. Материал распадается сразу после соприкосновения с каменной поверхностью.
- Среднераспадающаяся. Смесь распадается после смешивания с каменными фракциями.
- Медленнораспадающаяся. Эти сверхстабильные смеси разлагаются только после соприкосновения с каменными материалами большой площади.
Материалы по составу эмульгатора – анионные, катионные, неионные. Анионные составы содержат отрицательно заряженные частицы. Такие смеси использовать сложно, поскольку наполнители также имеют отрицательно заряженные ионы. Наиболее эффективными являются катионные битумные гидроизоляционные материалы, хорошо совместимые с большинством наполнителей.
Применение битумных эмульсий в дорожных и гидроизоляционных работах
Эти материалы применяются для следующего:
- поверхностная проливка покрытий автодорог;
- подгрунтовка – необходима для улучшения адгезии слоев;
- обработка каменных сыпучих веществ различных фракций;
- заливка тонких защитных слоев при использовании литого асфальтобетона;
- производство холодных асфальтобетонных смесей;
- ямочный ремонт различными технологиями – пропиткой, струйно-инъекционным методом;
- изготовление холодных смесей для ямочного ремонта дорог;
- профилактические мероприятия по продлению эксплуатационного срока автодорог – проливка мелких трещин, гидроизоляция пористых слоев;
- гидроизоляция поверхностей зданий и сооружений;
- сооружение и ремонт мягких кровель.
Битумная эмульсия востребована при сооружении не только асфальтобетонных, но и цементобетонных дорог. Добавка эмульгированного битума в цементобетон повышает его влагостойкость, морозостойкость и устойчивость к появлению трещин.
Читать далее:
Чем лучше штукатурить газобетон внутри дома?
Какую стяжку лучше использовать для теплого пола?
Минеральный порошок: характеристики и применение
Что такое «сдвигоустойчивость», и почему ее надо учитывать
Основными показателями ГОСТа 33133 являются: динамическая вязкость при 60 °C, растяжимость и максимальное усилие при растяжении при 0 °C, динамическая вязкость при старении
Стоит обратить внимание на такой показатель, как «коэффициент изменения динамической вязкости после старения». Причём он абсолютно новый, раньше в нашей стране не применялся
Сегодня все ведущие классификации мира этот показатель уже используют или в ближайшее время собираются его ввести.
Для чего необходимо учитывать температурные условия эксплуатации битума? В повседневной жизни, для человека, разница температур в несколько градусов большой роли не играет. Для битумов и битумных вяжущих, применяемых в дорожном строительстве, разница между 24 -28 или 30 — 34 градусами по Цельсию может быть критичной.
Например, если нагреть битумное вяжущее всего лишь на 5 °C, то его сдвигоустойчивость упадёт в два раза. А если — на 10 -12 °C, то уже в четыре раза. Более чем на 15 °C — уже в восемь раз! То есть в зависимости от температуры одно и то же вяжущее будет показывать абсолютно различные свойства. Поэтому уметь точно определять температуру эксплуатации и подбирать битумные вяжущие с теми свойствами, которые будут «работать» при этих температурах — это очень важная задача.
При выборе битумов обязательно нужно учитывать транспортную нагрузку на дорогу. Ведь все деформации и дефекты идут от длительности и величины нагрузок. Если транспорт движется медленно, то время нагрузки на дорогу увеличивается. Чем дольше и интенсивнее действует на дорогу такая нагрузка, тем быстрее будет возникать колея. Поэтому необходимо подбирать битумы исключительно под нагрузку на данном участке дороги. В противном случае, это может привести к быстрому разрушению полотна и внеплановому ремонту.
Наплавляемая кровля
В продаже представлено большое количество различных материалов для кровли, которые содержат битум. При этом их структура является почти идентичной. Речь идет о листовых материалах на базе бумаги, стекловолокна и т.п. Поверх основания наносится битумная пропитка. Далее материал покрывают каменной крошкой, которая обеспечивает устойчивость к механическому воздействию и длительный эксплуатационный срок. Также крошка нужна для того, чтобы во время скручивания рулон не слипался.
Применение кровельных материалов, в составе которых присутствует битум, предоставляет возможность монтировать плоскую кровлю. Её гидроизоляционные показатели значительно превосходят многие другие виды покрытий. В процессе нагрева происходит плавление битума, что обеспечивает формирование единой водонепроницаемой мембраны.
Техника безопасности при работе с битумами
При использовании этого материала следует быть достаточно осторожным. Битум способен воспламеняться. Пожароопасность той или иной марки определяется таким показателем, как температура вспышки. У вязких строительных, дорожных, кровельных и изоляционных битумов она выше, у жидких – ниже. Поэтому при работе с последними следует быть особенно аккуратным.
Помимо всего прочего, при выполнении операций, связанных с нанесением, хранением, перевозкой и т. д. битума по правилам производственной безопасности положено надевать спецодежду. Это предохраняет работника от попадения на кожу разогретых, трудносмываемых капель.
Основные свойства, параметры жидкого битума
Жидкий битум – пластичный, вязкий стройматериал. Повышение температур приводит к его размягчению, увеличению пластичности, что позволяет применять битумные смеси в процессе проведения целого ряда строительных работ.
Чтобы сделать стройматериал пригодным для применения, достаточно немного прогреть жидкий битум. Применение, видео, другую информацию о свойствах, характеристиках данного вида стройматериала можно посмотреть ниже:
К основным характеристикам, определяющим свойства битума, относят:
- Дуктильность (растяжимость) – определяет степень пластичности битумных составов.
- Пенетрацию – величина, определяющая вязкость, уровень твердости материала.
- Термостабильность. Этот параметр определяет температуру размягчения битумных масс, переход битума в хрупкое состояние.
Жидкий битум относится к группе стройматериалов, обладающих высоким уровнем адгезии. Кроме пластичности, вязкости, температуры плавления, эксплуатационные характеристики материала определяет такой параметр, как температура хрупкости, при которой в слое битума появляется первая трещина.
После застывания его практически невозможно удалить при помощи подручных средств, что объясняет не только высокое качество, надежность стройматериала, но и указывает на то, что все работы рекомендуется проводить с максимальной ответственностью, придерживаясь установленной технологии. Расход жидкого битума зависит от состояния, свойств, конфигурации обрабатываемых поверхностей.
После нанесения битумной смеси на обрабатываемую поверхность, процесс загустения битумной массы происходит за счет испарения масел, которые присутствуют в структуре материала, что приводит к полному его затвердению. Независимо от силы механических воздействий, материал не подвержен деформации, не чувствителен к другим факторам внешней среды.
К основным преимуществам жидкого битума можно отнести:
- простоту, удобство в применении
- высокие качественные, эксплуатационные параметры
- водонепроницаемость
- морозоустойчивость
- низкую электропроводность
- высокую степень температурных расширений
- отличные гидроизоляционные, гидрофобные свойства
- доступную стоимость
- высокий уровень адгезии, независимо от обрабатываемой основы
Жидкий битум не требует разогрева перед нанесением, повышает долговечность, износоустойчивость покрытий. Укладку битумных смесей можно проводить на пористых поверхностях.
Биохимический состав, уникальная структура, физико-химические свойства материала позволяет проводить работы зимой, в холодное время года. На современном рынке стройматериалов представлены различные марки жидкого битума, которые отличаются по своей структуре, что позволяет подобрать стройматериал с учетом конкретных условий, вида, специфики производимых работ.