Русская баня: традиции и обычаи

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

  • дождливым утром,

  • легкомысленный человек,

  • трудная дорога,

  • у соседнего двора,

  • с веселой песней.

Существительное + причастие:

  • перед цветущим полем,

  • опавшей листвой,

  • запеченное яблоко,

  • беспрерывная беседа,

  • разбросанные вещи.

Существительное + порядковое числительное:

  • на седьмое небо,

  • первая скрипка,

  • возле третьего подъезда,

  • через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

  • каждый человек,

  • любого прохожего,

  • какой-то человек,

  • ничья вещь,

  • о целом дне,

  • у того столба.

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

  • кислое мороженое,

  • в чистой столовой,

  • в белой ванной.

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

  • о ком-то чужом,

  • с чем-то веселым,

  • над чем-нибудь неясным,

  • с нашим знакомым,

  • перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

  • мышь-полевка,

  • художник-поэт,

  • журналист-интервьюер,

  • дуб-великан.

Лучшие места в бане, но только не для новичков

В каждой бане есть такие места, которые считаются лучшими. А лучшее — значит, самое жаркое, чтобы поры открылись как следует, и человек ощутил максимальную легкость. Такое место находилось строго под потолком, где и скапливался легкий пар. Желали легкого пара также тому, кто залазил на верхнюю полочку, чтобы пар его как следует окутал.

Сравнение русской бани и заграничной сауны всегда не в пользу последней. В бане значительно выше влажность — около 40-60 процентов, в то время как в сауне — всего 20. С этим связано и ощущение, что в бане тяжело дышать, ведь воздух реально приобретает вес. С непривычки многие прекращают процедуру заранее, не выдержав тяжелого и жаркого духа. Новичкам особенно рьяно желали легкого пара, чтобы как-то их подзадорить. Была и цель внушения, что все не так уж и тяжело.

«Пацан»

«Пацан» или «пацанчик» — очередной пример жаргонизма, который прочно укрепился в нашей повседневной речи. Языковеды считают, что произошло это слово от пренебрежительного южнорусского «поросенок» — раньше так могли называть подростка.

Также в некоторых регионах это слово могло произойти от названия занятия — клич «пац-пац». Это своеобразный зов, которым приманивают свиней. Следовательно, «пацан» — это не кто иной, как «свинопас». Впрочем, это самые безобидные версии.

12. «Варенье»/«печенье»

Варенье только сейчас понимается как сладкие ягоды или фрукты, вываренные в сиропе. Да и печенье раньше имело несколько другое значение. Эти слова так же были применимы к еде, но описывали ее состояние: «варенье» — вареная пища, «печенье» — печеная.

13. «Равнодушный»

Если сейчас слово «равнодушный» обозначает безразличных к чему- или кому-либо людей, то ранее им описывали одинаковое состояние души, т. е. человека единодушного.

14. «Наказание»

В древнерусском языке слово «наказание» было многозначным. Оно употреблялось в значении «учить», так как было образовано от глагола «наказать», «дать наказ», а учителя и вовсе называли «наказателем».

Также в определение этого слова входила общая образованность, следование основным правилам — как нужно говорить, как одеваться и т. д. Было, кстати, еще «наказание» книжное — когда детей обучали книжным мудростям. В общем, «наказуемый» в прошлом действительно чему-то научался.

15. «Жир»

Жировая прослойка организма раньше называлась «тук», т. е. «тучный». Слово «жир», напротив, носило положительный смысл — оно обозначало «богатство», «избыток», «роскошь». Многие имена, которые давали в старину детям, имели корень «жир»: Жира, Жирослав и др.

В «Слове о полку Игореве» Игорь «погрузил жир» (русское богатство) на дно половецкой реки Каялы. Остатки былого значения можно также найти в поговорке: не до жиру (т. е. не до роскоши) — быть бы живу.

Традиционная русская баня

«Мовня» наши предков – это образец минимализма и максимальной эргономичности. Частная баня представляла собой обычный сруб из дерева, оснащенный небольшим окошечком, которое располагалось практически под потолком.

Щели между бревнами конопатили, используя мох и древесную смолу. С помощью таких манипуляций удавалось добиться в помещении относительной герметичности и теплоизоляции.

В углу баньки выстраивали огромную печь-каменку, которая считалась основным элементом интерьера. Сверху на нее выкладывали камни, с помощью них на протяжении длительного времени поддерживалась оптимальная температура.

Также в помещении располагалась ёмкость, наполненная чистой водой. После того как булыжники раскалялись, огонь тушили, а на камни из деревянного ковша плескали водицу. Вдоль одной из стен высились полки, их выбирали в зависимости от желаемого температурного режима. Чем выше, тем более раскаленный воздух. На самые верхние рисковали взбираться только опытные парильщики, ведь температура там могла достигать ста градусов.

Обычно бани возводили неподалеку от водоемов, после парилки люди выбегали на улицу и прыгали в озеро или речку. Максимального эффекта можно было добиться в зимний период благодаря большой разнице в температуре. Если отсутствовала возможность поставить сруб неподалеку от водоема, то для обливания применяли воду из колодца.

Для возведения бань использовали только дерево, причем разный сорт. Каждый тип древесины издавал чудесный аромат, добавляя банными процедурами особого шика.

Банный домовой

В старинных поверьях сохранилась информация об обязательном присутствии в бани банного духа. Называли его банник. Он мог напугать парящегося человека, а чтобы этого не произошло, его старались задобрить подарками, оставляя их на полочке. Часто это был кусок хлеба и щепотка соли. Легкого пара желали также для того, чтобы банник не пошутил над тем, кто собирался выкупаться.

Люди старались уважительно относиться к банному духу, чтобы он не шалил и не портил человеку процедуру. Возможно, наличие этого духа связано с использованием банного помещения и для других целей. Известно, что в иные дни здесь проводили гадания, а также обмывали и оставляли на ночь покойника.

Почему нужно осторожно относиться к быстрому признанию в любви?

Психологи предупреждают, что в самом начале отношений к признаниям в любви следует относиться с осторожностью. Этому есть ряд причин:

  • Вполне вероятно, что человеком просто движут гормоны, и он испытывает всплеск эмоций. В это время он любит не партнера, а тот образ, который создал сам. Но спустя несколько месяцев наступит осознание, что это была только лишь влюбленность.
  • Иногда слишком быстрое признание в любви говорит не о сильных чувствах человека, а о его безответственности. Это ненадежный индивид, который привык бросать слова на ветер. Нет никаких гарантий, что вскоре он не переключится на другой объект.


Признание без любви

  • Быстрое признание в любви может быть вызвано стремлением манипулировать своим партнером, вызвать у него чувство вины и мотивировать на какие-то выгодные для себя действия.
  • Для многих мужчин быстрое признание в любви означает лишь стремление вступить в сексуальную связь. Они легко признаются в любви, чтобы добиться интима с понравившейся женщиной.
  • А вот дамы, как правило, ждут подобных признаний после интима. Для них это гарантия того, что отношения серьезны.

Славянский вариант бани

Строение наших предков представляло собой сруб небольшого размера внутри которого был установлен очаг, где накаливались камни. На булыжники периодически подливали водицу, чтобы образовался пар. За воздухообмен отвечали распахнутые двери.

Согласно славянским преданиям в «мыльне» обитал банник. Это странный старичок, у которого из вещей имелись только прилипшие к телу листики от березового веника. Считалось, что дедуля способен запарить неугодного ему человека до самой смерти.

Чтобы улучшить настроение старичка в новую баню в первую очередь вносили хлеб и соль, чтобы задобрить банника. Люди искренне верили, что это убережет их от проделок дедули. Даже после появления на Руси христианства славян продолжали чтить традиции, оставляли баннику ведерко с водой и веник, покидая парилку.

Языческие корни обрядов, связанных с «мыльником», находятся в дохристианском культе воды и огня. Славяне поклонялись божеству рода, олицетворением которого был домашний очаг. Местом его обитания считалась баня. Также её использовали для очищения тела и проведения лечебных процедур.

Как посещение бани исцеляло душу и тело

В былые времена люди справлялись с недугами не так, как в современном мире. Таблеток ни у кого не было, да и профессиональных врачей тоже, потому приходилось обращаться к целителям и знахарям. Они умели очень многое, помогали людям молитвой и давали отвары трав. Но порой русские люди вообще не прибегали к помощи, предпочитая аналог медицинской процедуры, — обычную баню.

Вера в то, что баня лечит буквально все, была основательной. Если кому-то было тяжело находиться во влажном, жарком помещении, то у него диагностировали недуг, телесный или душевный, то есть переносимость банной процедуры была индикатором состояния человека. В связи с этим человеку, желающему попариться, желали именно легкого пара. Считалось, что все плохое будто испаряется из человека, и он выходит из бани свободным, обновленным и здоровым. Ему больше ничего не мешало ясно мыслить и чувствовать, потому что все его тело «дышит».

Существовала традиция ходить в баню накануне больших церковных торжеств. Так как горячий пар очищал человека, то именно в таком состоянии нужно было встречать праздник, посещать церковь.

Олицетворение

Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».

Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.

Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Откуда пошло пожелание?

Любой человек знает, что в парной не так просто дышать и не каждый это может стерпеть. А когда он выходит в бани, то обычно слышит пожелание в свою сторону — «с легким паром вас». Такое доброжелательное пожелание в старину было аналогичным тому, если бы поздравляли с днем рождения. Ведь в бане смывается весь негатив, вся плохая энергия и получает, что человек будто заново народился.

Пожелание значило, что любой побывавший в баньке освободился от всего, что могло его тяготить, все проблемы он оставил в парной и здоровье должно улучшиться на порядок. У пожелания есть свой магический смысл. Потому что раньше в старину помывка в бане была священным ритуалом.

Ведь раньше именно баня была таким особенным местом, куда отправлялись очищать свою душу. И было такое понятие, если тяжело там дышать, то значит в человеке накоплено много плохого, имелось в виду грехов или болячек.Тогда многие болячки лечили паром банным, а если человек смог пережить очень горячий воздух с паром, то значит смог оставить там все, что его тяготило в плане здоровья или эмоций. Баня до сей поры остается культом для россиянина, хотя в каждой квартире уже давно появились ванны. В древние времена в бане именно знахари лечили народ, тогда врачей не было.С мыслью о том, что вы там оставите все, что вам мешает, нужно идти в баню. Водные процедуры вам помогут стать чище и позитивнее, улучшиться настроение и сон, а также будут улучшаться показатель здоровья. Многие практикуют такой вид оздоровления, после горячей парилки выскакивают и падают в снег. Вот и получается, что в баню человек пришел в одной жизни, а вышел уже обновленным и очень чистым, а это и поддерживает его дух. Поэтому он получает такое пожелание. Ведь в новой жизни никогда не будет места для старых проблем, которые тяготили.

В старину именно баня называлась второй матерью, ведь она помогала и улучшала настроение, человек хотел после нее на крыльях лететь, было популярным чаепитие вокруг огромного самовара, с медом и баранками, а потом можно было и поспать сладким сном.

Также это пожелание являлось оберегом от домового, который там проживал. Помывка в старину обязательно была с веником, который готовили заранее и ломали его до праздника под названием-Троица. Он должен был быть дубовым, либо липовым, ведь в нем были ароматические вещества. И его перед помывкой следовало замачивать в ушате из дерева.

qweeeeeeeeeeee

Гипербола

Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.

Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.

Плеоназм и тавтология. Отличия

В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).

Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.

Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.

Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.

Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.

Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.

Примеры тавтологии

  • спросить вопрос;
  • заработанная зарплата;
  • проливной ливень;
  • звонок звонит;
  • дымится дымом;
  • вновь возобновить;
  • городской градоначальник.

Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.

В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.

Хочется чуда

Человеку свойственно ждать чуда. Всегда, при любых обстоятельствах и несмотря ни на что. Так уж мы устроены, что где-то в глубине души у нас обязательно живет надежда на счастливый случай. На некий поворот судьбы, который сразу и вдруг разрешит все наши проблемы и горести, которые мы год за годом никак не можем решить сами.

Понятно, что для христианина такая надежда обращена не к абстрактной судьбе, а к Подателю всяческих благ. Поэтому, наверное, и появился в европейской литературе жанр святочного рассказа. В этих рассказах не было вероучительных наставлений, и даже события, сначала казавшиеся читателю мистическими, в финале вдруг раскрывались как самые обыкновенные, имеющие вполне обыденное разъяснение. Но эта внешняя их обыденность всегда содержала в себе два важных условия, без которых святочный рассказ был попросту невозможен: это  привязка всей истории к Рождеству и любовь к ближнему. Именно ею движимы герои рассказа, совершающие те самые, вроде бы самые обычные, поступки. В таком стремлении уподобиться Христу накануне праздника Его пришествия в наш мир и заключается главный мистический смысл этого жанра. Самым древним его прототипом, наверное, можно считать историю из жития святителя Николая, который тайно подбрасывал деньги в дом обнищавшего отца трех дочерей. Не случайно именно этот святой под именем Санта Клауса стал символом европейских рождественских праздников.

В святочном рассказе повествование начинается с, казалось бы, безвыходной ситуации, в которой оказывается герой. Он глубоко несчастен, и не может найти выход из жизненного тупика. Вот тут и начинает действовать Провидение, чудесным образом направляя события так, что случайный прохожий забирает к себе в дом замерзающего сироту, несчастный влюбленный, думающий о самоубийстве, вдруг получает долгожданное письмо от возлюбленной, а к тоскующему одинокому старику внезапно приезжает целая толпа детей и внуков с подарками и угощением

В этой незатейливой фабуле «бытового чуда» содержалось важное напоминание: наша жизнь — не игра слепого случая, не набор бессмысленных событий, следующих одно за другим, в ней есть Божественный план, который осуществляется даже в тягостных обстоятельствах нашей жизни. И такие чудеса происходят с нами ежедневно, просто в Рождественские дни проще бывает увидеть за обыденными событиями любовь и заботу Бога о каждом из нас

Традиция святочного рассказа была прервана революцией 1917 года. Даже сам календарь способствовал этому разрыву: после введения государством европейского летоисчисления Новый год вдруг оказался на неделю раньше православного Рождества, подменил его собой, лишив традиционный зимний праздник христианского содержания. А за празднование Рождества могли и арестовать. Даже простая ёлочка подверглась репрессиям: новая власть запретила и Рождественское деревце.

Правда, несколько позже зимние праздники в советской стране опять стали походить на дореволюционные. Но теперь они уже напрочь были лишены какого-либо христианского содержания. Рождественская ель стала новогодней, Вифлеемскую звезду на ней заменила красная пятиконечная, а место Санта Клауса занял фольк­лорный Дед Мороз. Но неизбывную жажду чуда вытравить из советских людей так и не удалось. Поэтому святочные рассказы странным образом сумели пробраться и в русское искусство эпохи государственного атеизма. И, конечно же, одной из самых известных и любимых в народе историй подобного рода оказался фильм «Ирония судьбы».

Знаки препинания при вводных словах

Все вводные слова в русском языке выделяются знаками препинания, что хорошо видно в примерах из нашей таблицы. Этим они отличаются от таких же слов, которые выступают в качестве членов предложения и отвечают на некий вопрос. Помимо вопроса есть и другой способ понять, нужно ли ставить запятые или другие знаки препинания — попробуйте сдвинуть слово (словосочетание) в другую часть предложения.

  • Как правило, Иван ест на завтрак овсяную кашу.
  • Иван, как правило, ест на завтрак овсяную кашу.
  • Иван ест на завтрак, как правило, овсяную кашу.

Смысл высказывания не изменился, конструкция хорошо смотрится в любой части предложения. Значит, это вводные слова и они выделяются запятыми.

Удивительно, как правило может оказаться таким запутанным и сложным для понимания.

В данном случае словосочетание «как правило» имеет жесткую синтаксическую связь с другими словами в предложении, его невозможно передвинуть без потери смысла. Значит, оно не является вводным. Можно проверить это предположение, разобрав его по составу, и мы выясним, что «правило» здесь выступает подлежащим.

Важно!
Если в сложносочиненном предложении с союзом «и» обе его части предваряет одно вставное слово, ставить запятую между этими частями не требуется.

  • Видимо, урок еще не начался и дети по-прежнем шумели за дверью.
  • К счастью, дождь уже прекратился и я совсем не промок по дороге домой.
  • Вчера я видел этот документ, следовательно, он лежал на столе и Николай не мог забрать его.

Как еще выделяется вводное слово в предложении, кроме запятых? Иногда перед ним можно поставить тире, но это относится скорее к авторской пунктуации, которая нужна, чтобы создать особую ритмику текста или передать интонацию.

  • Я понял, что забыл паспорт и очень испугался — неровен час, придется поворачивать обратно.
  • Сергей был раздосадован — видите ли, он рассчитывал получить повышение уже в этом месяце.

Как не дать себя использовать

Ты можешь обезопасить себя от манипуляций со стороны окружающих людей, следуя всего трём основным советам.

1. Учись говорить «нет»

Умение отказывать, причём делать это уверенно, без оправданий и извинений, позволяет чётко дать понять манипулятору, что ему не стоит пытаться давить на жалость, взывать к чувству долга или тратить своё и твоё время на бессмысленную похвалу и комплименты. Если ты научишься говорить «нет», ты никогда не позволишь окружающим использовать себя.

2. Проси об ответной услуге

Когда человек постоянно просит тебя о помощи, ничего не предлагая взамен, проси его об ответной услуге. Большинство людей, услышав об этом, сразу же испарятся. Человек, который привык использовать тебя, будет не готов становиться твоим должником. Такие люди ищут односторонней помощи, веря, что им необязательно отплачивать тем же.

3. Не позволяй кому-либо влиять на твои решения

Принимай все важные решения в одиночку, не советуясь с родными, близкими, коллегами и знакомыми. Не позволяй им давить на тебя, подвергать сомнению твои знания и опыт, критиковать тебя, оправдывая это заботой и любовью. Пусть окружающие тебя люди уважают твои решения и не пытаются им препятствовать.

Пожелания с легким паром — мужчине, девушке, любимой

Как же банька хороша!Развернулася душа,Все недуги вышли с жаром,Поздравляю с лёгким паром!

Пусть щекочет нос дымок,А в душе царит восторг,Банька дарит наслажденье,А ещё, оздоровленье!

Как же в баньке хорошо,Отдыхаешь всей душойИ, вдобавок, все болячкиИзгоняешь ты удачно.

С лёгким паром поздравляю,Мощной бодрости желаю,Чтоб микробы не посмелиПоселиться в крепком теле!

С лёгким паром! Хороша банька, хороша жизнь. Желаю невероятного прилива сил и бодрости. Желаю великолепного самочувствия и настроения. Желаю, чтобы с лёгким паром и дни твои стали легки. Здоровья, оптимизма и уверенности, а также побольше расслабляющих минут такого отменного отдыха.

С лёгким паром поздравляю!Тела крепкого желаюИ бодрейшего в нём духа,И к деньгам большого нюха!

Веник из берёзы пустьИз тебя изгонит грусть,А горячая водицаДаст силёнкам возродиться!

Так и дышит банька жаром,А ты только из неё.Поздравляю с лёгким паром!Пусть в здоровье будет взлёт!

Баня славится недаромКак целебная изба.С лёгким паром! С лёгким паром!Пусть проходит вся хворьба!

С легким паром говорю я,Банка в прок пускай идет,Расслабление и здоровьеПусть она тебе несет.

Наслаждайся теплой негой,Только голову прикрой,В общем, парься ты успешно,Окунись скорей в покой.

Так и пышет банька жаром,Все недуги прогоняя.Поздравляю с лёгким паром!Крепких сил тебе желаю!

Чтоб в парилке без остаткаРастворилась вся усталость,И в блаженстве неги сладкойРазлилась по телу радость!

Банька — это наслажденье,И отмоет, и излечит,С бодрым, смелым настроеньемВеник опускай на плечи!

Пусть выводятся токсины,Все микробы убегают!Я, чтоб радости подкинуть,Пара лёгкого желаю!

В баньке все пылает жаром,Чистота и красота!С очищеньем, с легким паром,Можно с чистого листаЖизнь начать, имеешь право!Ты же чище всех святых.Поздравляю, бис и браво,Ангел чистой красоты!

Банька пышет мощным жаром,Дух твой крепко закаляя,Поздравляю с лёгким паромИ здоровья я желаю!

Шлаки пусть вода смывает,И раскроются все поры,И настрой твой, расцветая,Станет радостным и бодрым!

С легким паром, с легким паромС обновлением силы духа,Пусть поправят вам здоровьеВеник, пар и медовуха.

Сил прибавит пусть вам банькаНу и бодрости в стократ,Дышит пусть здоровьем телоИ глаза пускай горят.

«Не знает ни белемеса»

Правильно будет так: не знает ни бельмеса. То есть совсем ничего не понимает, ничего не смыслит. Чтобы уверенно пользоваться выражением, нужно знать, что же такое «бельмес».

Этимология слова связана с историей нашей страны (нашествие монголо-татар на Русь). Татары часто употребляли его, разговаривая с русскими. На их языке «бельмес» — отрицательная форма глагола «бельмек» («знать»). Следовательно, «бельмес» — это «не знает». Фраза в нашем языке прижилась, и многие до сих пор выражают через нее свои эмоции.

Конечно, вкладывая тот же смысл, проще сказать «ни черта не знает». Но разве этим кого-то удивишь? Нет. И согласись, если не упрощать — звучит все-таки как-то солиднее, что ли.

С легким паром!

Кому не известно это древнее русское приветствие, обращенное к человеку, только что вышедшему из бани. Однако задумывались ли вы, что оно значит? Пожелание, чтобы баня была приятной, чтобы пар не утомил, а, наоборот, пошел на пользу? Но желать легкого пара бессмысленно — он уже свое дело сделал. Тогда, быть может, это поздравление? Человек вышел из бани помолодевшим, похорошевшим, вобрав в себя целительный пар, и его действительно можно с этим поздравить.

Когда-то слова «легкий пар» означали, что баня, топившаяся по-черному, приготовлена правильно, — в ней не осталось угарного газа, тяжелого, вредного для организма. Сейчас общественные да и большинство маленьких деревенских бань топятся по-белому. Но выражение «легкий пар» не потеряло смысла. Легкий — значит, приятный, принесший облегчение, радость, пользу.

Жители Древнего Рима по-другому приветствовали друг друга. Встречаясь на улице, они своеобразно интересовались здоровьем: «Как потеете?» Хорошее потоотделение в бане, которую римляне возводили в культ, считалось признаком здоровья.

На протяжении многих чеков интерес к бане менялся: то поднимался до культа, то несколько затухал. Разные народы столько раз заимствовали эту традицию друг у друга, что доподлинно проследить историю развития бани в мире сейчас очень трудно. По этому поводу существует много споров. Но бесспорно одно: когда к бане относились пренебрежительно, оживали болезни, вспыхивали эпидемии. В общем, забвение бани, да и то только в Западной Европе, было непродолжительным и приходилось на самые мрачные времена.

В современном мире появилась и укрепляется общая тенденция жить в согласии с природой. По словам известного русского врача-физиолога В. А. Манассеина, «никакие аптечные запасы по своей действенности не могут равняться с медленным, но чрезвычайно сильным действием той среды, в которой живет человек». Он советовал врачам заменять лекарства природными средствами: «Врач, внимательно всматривавшийся в обстановку больного, найдет немало случаев для подобной замены».

Одним из случаев такой замены бесспорно является баня — средство профилактики и лечения болезней, рожденное самое природой и с успехом заимствованное человеком.

Раз эта книга оказалась у вас в руках, дорогой читатель, значит, вы захотели узнать о свойствах горячего пара как можно больше. Ну а если уж вы дочитали ее до конца, то вам осталось лишь применить знания на практике.

Пусть древнее приветствие станет для вас на этот раз напутствием:

— С легким паром!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ленинградская стройка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: