Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом

Особенности устройства подшивки и каркаса для подшивки

Внешний вид соффитовой панели

По завершению установки кровельной конструкции приступают непосредственно к обшивке свесов. Технология подшивки свесов крыши предполагает два варианта конструкции:

Выполнение подшивки прямо по стропилам. Подобный вариант подшивки более приемлем для крыш с некрутым уклоном, либо когда стоит задача по увеличению высоты здания. При таком методе подшивки низ всех стропил должен располагаться в единой плоскости. При невыполнении этого условия ровность плоскости достигается при помощи дополнительных досок, набиваемых на стропила внахлест. Далее выставляют и прикручивают первую и последнюю планки материала обшивки, натягивают нити для соблюдения уровня, после чего прикрепляют остальные планки материала. При схождении на углах двух скатов крыши к угловому стропилу доски крепят с обеих сторон.

В обоих вариантах монтаж короба свеса крыши на фронтонах выполняют одним и тем же способом: набивают доску на обрешетку по фронтону вдоль стены, отмеряют от нее расстояние, равное ширине свеса, после чего прибивают доску параллельно стене фронтона.

Какие виды крыш нуждаются в подшивке свесов

Все виды скатных крыш обязательно должны иметь карнизы. В первую очередь это относится к «теплым» крышам и покрытиям мансард, для предотвращения теплопотерь. Тем не менее «холодные» крыши также требуют подшивку свесов, но с обязательным обеспечением вентиляции. При установке вентилируемых карнизов, следует учесть то, что на односкатных и двускатных крышах, они монтируются только со стороны свеса, а на вальмовых, где все скаты имеют уклон, подшиваются все свесы.

Для эффективности работ очень важным является размер свеса, что напрямую связано с защитой фасадов здания от осадков, и материал, из которого производится подшивка свеса крыши, влияющий на сохранение всех её характеристик. К тому же свесы бывают нескольких типов, подшивка которых осуществляется по-разному.

Типы карнизных свесов

  1. Свес заподлицо. Такой свес имеет место тогда, когда стропила не выводят за плоскость стен. На них крепится горизонтальная доска, на которой затем монтируется водосточный желоб.
  2. Открытый свес. Распространенный вариант для частной застройки. Водосточный желоб крепится по краю свеса или к нижнему срезу стропил.
  3. Закрытый свес. Выступающая за границу стены часть стропил, закрывается карнизом с пазами для крепления элементов подшивки.
  4. Фронтонный свес. Он может как выступать за плоскость стен и обязательно при этом подшиваться, так и устраиваться заподлицо, в зависимости от архитектурного решения здания.

https://youtube.com/watch?v=R9HUBYvAEkQ

Чем подшить свесы крыши

Но есть и другие способы, рассмотрим их подробнее. Чем подшить свесы крыши, выбор материалов, технология выполнения работ, как не допустить ошибок и сэкономить.

Подшивке подлежат как карнизные, так и фронтонные нижние части кровли, выступающие за пределы фасада на 30-70 см. При защите и декорировании карнизов акцент делается на обеспечении достаточной вентиляции закрываемых участков подкровельного пространства, при подшивке фронтонов, наоборот, — все усилия направляются на улучшение показателей герметичности.

Соответственно, в первом случае используемые материалы обязательно перфорируются или укладываются с небольшими вентзазорами, во втором предпочтение отдается сплошным софитам и плотно укладываемым панелям или планкам.

Оптимальные результаты достигаются при использовании софитов – специализированных сплошных, перфорированных и комбинированных панелей нужного размера с удобными системами соединения. При их отсутствии свесы подшиваются сайдингом, профлистом, вагонкой и другими листовыми и погонажными материалами на основе пластика, дерева или металла, выдерживающими ветровую нагрузку и атмосферные воздействия.

Материалы для подшивки

Доска

Естественно, что используется категории «строганная обрезная». Как правило, достаточная для «подшивки» толщина заготовок 15 – 20, ширина – не более 250 (мм). Но есть нюанс

Следует обратить внимание на то, чтобы все они были одинаковыми. В противном случае такая «подшивка» вряд ли добавит привлекательности всему строению

Вагонка ПВХ

Учитывая стоимость материала, это самый бюджетный вариант. Единственное, что нужно учесть – дополнительные элементы, которые следует приобретать вместе с изделиями (уголки, полосы и ряд других, в зависимости от конфигурации крыши). Целесообразно монтировать для строений, когда нежелательно создавать дополнительную нагрузку на стены или фундамент, так как общий вес такой «подшивки» – минимальный.

Профнастил

Это «оцинковка», покрытая полимерным защитным слоем. Такая подшивка, благодаря волнистому профилю, обеспечивает качественную естественную вентиляцию подкровельного пространства. Разнообразие оттенков листов позволяет подобрать материал практически для любого вида облицовки здания.

Софит

Это разновидность распространенных пластиковых панелей, предназначенная именно для такого рода работы. От традиционных «досок» они отличаются несколькими характеристиками, которые приобретают особое значение при использовании их именно в качестве «подшивки».

Во-первых, наличие перфорационных отверстий по всей длине (гарантия хорошей вентиляции).

Во-вторых, данные изделия имеют большую толщину, а это и прочность, и некоторое снижение теплопотерь.

В-третьих, применение специальных добавок на стадии изготовления, которые повышают устойчивость материала перед ультрафиолетом.

В-четвертых, в отличие от традиционных панелей ПВХ, они не имеют сезонных ограничений в монтаже, тогда как обычный пластик при низких значениях температуры на улице становится хрупким, ломким — более подробно о софитах читайте здесь.

Изделия ОСП

Вариант довольно дешевый, но нужно учесть, что основа таких плит – древесная стружка, хоть и прессованная. Поэтому нужно учитывать особенности климата и недостаточную прочность материала. Продукцию тоньше 6 мм монтировать не стоит.

Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :

  1. Прошивка по стропилам. Такой вариант монтажа характерен для крыш с относительно небольшим углом наклона скатов, либо в случае, когда требуется увеличить высоту здания. Чтобы зашивать карнизный свес по стропилам, нижние части стропильных ног должны находиться в одной плоскости. В противном случае требуется выравнивание при помощи дополнительных досок, которые прибиваются стропилам внахлест. После этого монтируют первую и последнюю планку подшивки карниза, а между ними натягивают нити. Остальные элементы монтируются в соответствии с данным ограничителем уровня.
  2. Второй способ более распространен. Стропильные ноги обрезаются по горизонтали и вертикали. Внизу стропил закрепляется доска, к стене монтируется брус, причем он должен располагаться на 1 см выше лобовой доски, чтобы обеспечивался сход влаги. При ширине свеса более 450 мм посередине следует закрепить дополнительную доску. В местах схода свесов вальмовой крыши доски крепятся встык плашмя.

Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Монтаж подшивки

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.

Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами. Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса

Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса

Какие материалы можно использовать и их эксплуатационные характеристики

Как уже упоминалось ранее, подшивку можно осуществлять различными материалами. Какой из них выбрать, зависит от индивидуальных пожеланий, особенностей конкретного здания, материалов, из которых возведен дом и т. д.

Главным критерием выбора материала, который нужно обязательно брать во внимание, является прочность и надежность защиты карнизных участков от негативного воздействия атмосферных осадков. Помимо этого, подшивка свесов должна обеспечивать хорошую вентиляцию. Также не стоит забывать и об эксплуатационных характеристиках материала

Он должен быть долговечным и сохранять свои характеристики на протяжении всего срока эксплуатации. Давайте более подробно остановимся на каждом из материалов, и постараемся выяснить, на котором из них лучше остановить свой выбор

Также не стоит забывать и об эксплуатационных характеристиках материала. Он должен быть долговечным и сохранять свои характеристики на протяжении всего срока эксплуатации. Давайте более подробно остановимся на каждом из материалов, и постараемся выяснить, на котором из них лучше остановить свой выбор.

Функции

В процессе обустройства крыши после настила финишного покрытия выполняется отделка карниза софитами, вагонкой, пластиковым сайдингом или профнастилом. Свесы выполняют декоративные и практические задачи, которые делают их одним из наиболее важных элементов конструкции. На них возлагаются следующие функции:

  1. Отвод дождевой и талой воды от поверхности стен. Широкий карниз крыши защищает стены дома от попадания влаги при сходе атмосферной влаги со ската. Без него отделка дома быстро отсыревает, трескается или теряет привлекательный вид.
  2. Вынос потоков атмосферной влаги за пределы отмостки и фундамента. Карнизный свес должен отводить потоки воды, стекающие со ската с высокой скоростью, за пределы отмостки, чтобы защитить фундамент от размытия.
  3. Защита стропил от намокания. Подшитый профнастилом или софитами карниз предотвращает попадание воды на стропильный каркас снизу, защищая деревянные элементы конструкции от порчи и загнивания.
  4. Создание единого, гармоничного образа крыши. Оформленный карниз делает облик дома завершенным, скрывая непрезентабельные элементы стропильного каркаса от посторонних глаз.

Варианты монтажа софитных панелей

Как будет устанавливаться софит, зависит от ширины свеса, то есть от расстояния, которое образовалось от стены до конца стропила (или кобылки), а также, нередко, от высоты последнего.

В случае, если ширина свеса составляет меньше 400 мм, то софитная панель может быть установлена в профили, закрепленные горизонтально на стене дома и на концах стропил. В этом случае дополнительной обрешетки даже не потребуется.

Узкий фронтонный свес может обшиваться софитом даже без закрепления дополнительной обрешетки.

  • Если ширина свеса больше 400 мм, но меньше, чем 500 мм, то по всему периметру свеса на концы стропил закрепляется обводная рейка или брус, к которому фиксируется J –профиль, в который будут устанавливаться края софитных панелей. Такая обвязка упрочнит свес и станет местом дополнительного крепления для софитов. То есть шаг их фиксации будет меньше, а значит, держаться они будут более надежно.
  • Если свес имеет ширину, превышающую 500 мм, то необходимо под софитные панели смонтировать обрешетку. Для этого на стене, а также на края стропил, а затем между ними, по всей длине свеса закрепляются бруски, в результате чего сформируется надежная основа для панелей. На брусья, закрепленные по краю стропил и на стене, фиксируются направляющие профили — какой конкретно из них выбрать, определяется заранее. В эти профили и будут устанавливаться, и закрепляться панели софитов. Получается, что каждая из панелей будет зафиксирована в шести точках.

Свес значительной ширины, более 500 мм, потребует предварительного крепления дополнительных направляющих обрешетки

  • Если ветровая доска имеет небольшую ширину, то для ее обшивки можно использовать одну длинную, но узкую сайдинговую панель, которую устанавливают вдоль свеса крыши. Если же лобовая доска имеет ширину более 150 мм, то панели рекомендовано закреплять вертикально. Вне зависимости от того, как будут устанавливаться панели, перед их монтажом необходимо под кровельным материалом, а также по краю стропил, зафиксировать соответствующие профили.
  • Здесь же стоит рассмотреть и оформление угловых зон отвеса. Они могут быть обшиты на косой или прямой угол, как показано на рисунке.

Варианты обшивки угловых участков карнизных свесов

Соединительные узлы софитов на углах крыши:

а) косой угол;

б) прямой угол;

1 — внешний принимающий карнизный профиль – J-профиль или же J-фаска

2 — софитная панель;

3 — два J –профиля, установленные «спина к спине», или один Н-профиль;

4 — пристенный профиль: это может быть F-профиль или J –профиль;

5 — J–профиль, как дополнительный поддерживающий элемент, монтируемый при формировании подшивки под прямым углом.

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:

  1. Подшивка по стропилам. В таком случае материал прибивается непосредственно к стропилам с нижней стороны на расстояние укрываемой части, к торцу стропильной ноги прибивается лобовая доска. Их часто оформляют ажурной прорезной резьбой и окрашивают в контрастный по отношению к стенам цвет. При этом нужно соблюдать цветовую гамму с финишным покрытием кровли.

Материал для подшивки по стропилам должен гармонировать с кровельным покрытием

Горизонтальная подшивка часто выглядит как декоративный короб

В софитах всегда имеются решётки для вентиляции подкровельного пространства

Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород — ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.

При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры — длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Процедура подшивки крыши

После того, как завершена установка стропил, в процессе выполнения обрешетки для покрытия кровли, следует отпилить концы стропил по одной линии, параллельной плоскости стены дома.

Для обшивки каркаса карнизных свесов используют либо доски, либо профили, предназначенные для гипоскартона. Торцевые части вертикально отпиленных стропил зашиваются аналогично самой коробке.

Прежде, чем производить подшивание свесов кровли, следует выполнить утепление стен здания снаружи, это особенно актуально для зашиваемых не прямо вдоль стропил, а горизонтально коробок, которые являются наиболее распространенными.

Если выполнять утепление такой конструкции, как вальмовая стандартная крыша, после изготовления коробки, то верхняя часть стены либо окажется не утепленной, либо ее утепление будет возможно только путем открепления от стены первой доски, под которую будет подложен утеплитель.

Утепление в данном случае не получится достаточно эффективным и будет приводить к теплопотерям, а выполнение утепления до монтажа коробки позволит подвести обшивку к уже утепленной ранее стене.

Крепеж и защита карнизных свесов

разрез карнизного свеса с креплениями

Итак, устройство карнизного свеса предусматривает его надежное крепление. Ведь несоблюдение технологии крепежа может привести в дальнейшем к деформации не только свеса, но и кровли. Порывы ветра и дополнительные нагрузки снегом в зимний период спровоцируют отвисание. Чтобы избежать вышеуказанных неприятностей, следует позаботиться о том, чтобы свес и обшивка были связаны с системой стропил кровли.

Все элементы крепежа подбираются с особой тщательностью. Малейшее не соблюдение правил безопасности может привести к трагическим последствиям, которые выражаются в сбоях последовательности действий.

Эффективную защиту свесов можно обеспечить аккуратным и надежным крепежом «коробочки» с соединительными элементами стропил. В кровле, где в непосредственной близости будет располагаться свес, можно монтировать дополнительные нагревательные элементы, что минимизирует скопление снега на краю карниза.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Выбор материалов

Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

Деревянная вагонка. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

Вагонка ПВХ. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.

Софиты

Часто кровельщики предпочитают выполнять обшивку карниза софитом, который является популярным материалом, предназначенным для отделки свесов. Он представляет собой пластиковые панели, внешне похожие на сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Материал отличается наличием УФ-стабилизаторов. Они являются защитой от негативного воздействия солнечного света.

В продаже можно встретить несколько видов софитов:

  1. Медные. Данная продукция долговечна, внешне эстетична и дорогостоящая. Софиты из меди имеют отличные огнестойкие и прочностные качества.
  2. Алюминиевые. Они отличаются легкостью, эластичностью, устойчивостью к возгоранию, их можно без проблем отремонтировать. Насыщенность цвета не изменяется под воздействием ультрафиолета. Из недостатков алюминиевых софитов следует отметить ограниченность цветовой гаммы – их изготавливают белыми или коричневыми.
  3. Оцинкованные. Такая продукция долговечна, ей не требуется дополнительный уход. Она отличается прочностью, ей не опасна влага и огонь. У изделий большой вес и поэтому монтаж софитов своими руками характеризуется трудоемкостью.
  4. Виниловые. Использование таких софитов является недорогим и популярным вариантом подшивки карнизов, благодаря которому обеспечивается полноценная вентиляция пространства под кровлей. У них легкий вес, привлекательный вид. Они полноценно защищают от неблагоприятных воздействий природной среды, выдерживают существенные нагрузки, просты в монтаже, при их установке образуется бесшовное полотно.

Из всех вышеперечисленных видов софитов наиболее востребованы именно виниловые изделия, для изготовления которых задействуют огнестойкий пластик.

Данный материал производят в трех вариантах:

  • полностью перфорированным;
  • трехполосным с перфорированной полосой по центру;
  • сплошным трехполосным без вентилируемых отверстий.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ленинградская стройка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: