Вода для системы отопления частного дома с газовым котлом

Можно ли смешивать антифриз с водой

Вода вместо антифриза – это не лучший вариант. А можно ли тосол смешивать с водой? Специалисты крайне не рекомендуют этого делать. Такой вариант допускается только в отношении пропилен-гликолевого тосола с температурой кристаллизации в районе -65 градусов.

Такой состав допускается разводить дистиллированной водой в соотношении 1 к 1 (при этом температура замерзания полученной охлаждающей жидкости будет в районе -20 градусов). Но и от подобных смешиваний рекомендуется воздерживаться (исключение – это если подобные процедуры допускает выполнять производитель тосола, что указывается в его инструкции).

Этиленгликолевый антифриз мешать с водой категорически запрещено, так как при изменении его первоначального химического состава он теряет большую часть своих свойств (оптимальная вязкость, теплоотдача, моющие свойства, защита от коррозии). А ещё из-за этого активируется процесс пенообразования (отмыть от пены систему охлаждения впоследствии не так и просто).

Доливать воду допускается в единственном случае – это экстренная необходимость восстановления номинального уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Проще говоря если прямо в дороге возникла существенная утечка и водителю необходимо просто доехать до ближайшего СТО. После дозаправки воды всю жидкость впоследствии необходимо сливать и заливать новый тосол (уже после устранения течи).

Как подготовить воду в домашних условиях

Существует несколько способов для снижения жесткости. Например, кипячение устраняет оксид углерода, снижая кальциевую жесткость, но чтобы устранить соли и прочие соединения потребуется более агрессивный вариант очистки. Если необходимо найти быстрый способ, как смягчить воду для отопления своими руками, то следует выбрать ингибиторный фильтр, нейтрализующий накипь. Это эффективный вариант умягчения, удаляющий из теплоносителя натрий, известь, кальцинированную соду.

Можно использовать безреагентные варианты, например, умягчители магнитные. Агрегаты воздействуют на жидкость таким образом, что соли магния, кальция утрачивают способность выпадать в осадок и за счет выделения устраняются из состава жидкости.

Однако данный способ не подходит для теплоносителя с показателем температуры до +70 С, придется искать другой способ, как умягчить воду для системы отопления. Например, брать дождевую, талую жидкость и заливать ее в систему по мере необходимости. Это состав с достаточной мягкостью, который перед применением в качестве антифриза нужно оставлять на несколько дней для настаивания.

Умягчить теплоноситель можно применением фильтров с гашеной известью, содой кальцинированной и гидроксидом натрия, также помогают приборы на основе мелкофракционной ионообменной смолы. Все приборы работают по принципу связывания растворенных в жидкости ионов магния, кальция и предупреждения попадания элементов в очищенную воду.

Методика отстаивания помогает устранить из жидкости избыток железа. Обезжелезивание необходимо для предупреждения окисления теплоносителя при взаимодействии с кислородом и появления ржавого осадка. Проще всего отстаивать воду для котла отопления в резервуаре на 200-350 л. Пригодится компрессор для нагнетания кислорода, а при завышенном уровне содержания железа (до 5 мг на 1 л) необходимо установить специальный фильтр. Вода, проходя через мембраны и очистительные системы, избавится от марганца, сероводорода, железа и будет пригодна к заливу в систему.

Химические реагенты не могут стать практичной альтернативой фильтровальному оборудованию, так как все смеси не могут быстро подстроиться к повышению или понижению жесткости теплоносителя. Например, при использовании полифосфатов можно устранить риск образования накипи, но придется следить, чтобы в системе реагенты присутствовали в постоянном режиме.

Выбирать способ подготовки носителя для системы отопления следует только после химического анализа воды, типа самой конструкции.

Как исправить

Если вы обнаружили, что у вас мерзнет антифриз, возникает вопрос, что делать, чтобы спасти всю вашу систему охлаждения и предотвратить дорогостоящий ремонт. Когда ситуация уже произошла, нужно соблюдать правильный порядок действий:

  1. Машина должна быть перемещена в любое теплое помещение, например, гараж или автосервис.
  2. Нужно сильно нагреть или вскипятить воду, а затем обдать кипятком все резиновые патрубки и шланги системы охлаждения. Расширительный бачок также нужно обработать горячей водой.
  3. Следует прогреть всю систему до рабочего состояния. Можно согревать ее с помощью обычного или строительного фена.
  4. Требуется слить антифриз, так как его уже нельзя использовать. Если есть подозрение в некачественном составе, следует использовать другой продукт.
  5. Если замерзание произошло из-за использования концентрата или того, что он неправильно разбавлен, вы должны разбавить его.

Основные правила обустройства подпитки отопления

Пример узла подпитки системы отопления

Чем же обусловлено уменьшение объема воды в трубах? Главным источником ее утечки является превышение температурного режима работы. В результате этого происходит критическое расширение жидкости, после чего ее избыток в виде пара уходит через воздухоотводчик (закрытая схема) или открытый расширительный бак (гравитационная).

Установленный автомат подпитки системы отопления компенсирует недостаток воды, добавив нужный объем в магистраль. Но это не единственный случай, когда потребуется оперативное добавление теплоносителя в систему:

  • Удаление воздушных пробок. В результате открытия крана Маевского или воздухоотводчика некоторая часть жидкости неизбежно выйдет из системы. В закрытой схеме при этом произойдет падение давления, на которое должна отреагировать автоматическая подпитка системы отопления;
  • Микро протечки. Неплотное прилегание стыков трубопровода и потеря герметизации даже на небольшом уровне приведет к постепенному уменьшению объема воды. Выявить подобные дефекты затруднительно, но нужно. Автоматический клапан подпитки системы отопления сработает только после снижения давления до минимального уровня;
  • Проведение ремонтных или профилактических работ;
  • Образование коррозии на стенках металлических труб, что приводит к их истончению и как следствие – увеличение внутреннего объема. На первый взгляд – это незначительный фактор. Но если не установлена подпитка закрытой системы отопления – постепенно снизится давление и начнут образовываться воздушные пробки.

Из чего должно состоять устройство подпитки системы отопления? Все зависит от типа отопительной схемы. Также на конструкцию добавления теплоносителя в систему влияют ее характеристики: давление, температурный режим работы, схема магистрали, количество контуров отепления и т.д.

Антифриз на основе этиленгликоля и пропиленгликоля

Два самых распространенных вещества, используемых в антифризах для отопления: этиленгликоль и пропиленгликоль. Распространение получил первый – этиленгликоль, за счет своей низкой стоимости. Только он агрессивен в отношении материалов, используемых в качестве уплотнителей, и не совместим с трубами и теплообменниками с цинковым внутренним покрытием. И это только часть его особенностей.

Этиленгликоль – токсичное вещество, относится к 3-му классу опасности. Использовать его желательно в закрытых системах отопления и не рекомендуется для жилых домов. По той же причине нельзя допускать использование этиленгликоля совместно с двухконтурными котлами отопления. Есть риск попадания теплоносителя с токсичным веществом через теплообменник в контур ГВС.

Производители котлов и теплообменников часто категорически запрещают или настоятельно не рекомендуют использование антифризов, убеждая в использовании чистой воды. Поступают они так, потому что не могут предугадать, какой именно состав будет использоваться в итоге, и соответственно подобрать или разработать оборудование с учетом физико-химических свойств теплоносителя. Подбор материалов уплотнителей и теплообменников ориентируется на использование дистиллированной воды, не предполагая использование других жидкостей. Тем более агрессивных.

Однако уже достаточно давно в продаже имеется антифриз, который некоторые производители рекомендуют использовать или, по крайней мере, не препятствуют этому. Пропиленгликоль появился позже, чем этиленгликоль, и сразу же доказал свое превосходство во много, кроме стоимости. Пропиленгликоль – экологически безопасное вещество, используемое в пищевой промышленности. Неагрессивен к материалам и обладает хорошими качествами для создания незамерзающих жидкостей.

Дистиллированная вода для отопления — какие ей альтернативы

Следует признаться, совершенной греющей среды для системы отопления пока не придумали. Это означает, что каждый современный теплоноситель эффективен только в конкретных технических обстоятельствах. К примеру, необходимым фактором считается температура греющей воды, при ее несоответствии среда меняет свои характеристики, а система отопления не сможет эффективно работать.

Незамерзающая жидкость

Самым оптимальным вариантом, для подпитки магистральных сетей теплоснабжения, является умягченная вода, из-за больших объемов подпитки. Поэтому в крупных жилых районов он иногда составляет сотни тонн воды в час

В случаях с компактной автономной системой отопления владельцы зачастую применяют незамерзающую жидкость, способную работать даже при отрицательных температурах, что особенно важно в домах со временным пребыванием жильцов, например, на даче

При низких отрицательных температурах такой состав не застывает, разрушая системы отопления, а только лишь утрачивает микротекучесть, обретая форму геля. Как только температура будет повышена, незамерзайка полностью восстанавливает все технико-эксплуатационные свойства.

Выбирая антифриз для системы отопления очень важно приобрести безопасный вариант. Использование антифриза в отопительных котлах допускается, только если это согласовано с заводом-изготовителем

Иначе пользователь потеряет гарантию на агрегат.

Лучшие варианты антифриза

Этиленгликолевый заполнитель тепловых сетей сегодня наиболее популярен благодаря низкой цене. Впрочем, отрицательных качеств у него тоже достаточно, и самый небезопасный — токсичность. Поэтому случайное вдыхание даже малого объема паров имеет возможность причинить существенный вред здоровью жильцам дома, а большая концентрация может привести к смертным случаям. Из этого следует, что при его использовании, требуется выполнять все правила безопасности.

У котлов с принудительной системой отопления, имеющие два контура нагрева: отопление и ГВС, где существует даже самая маленькая вероятность попадания этиленгликоля в контур горячей воды — применение такого теплоносителя категорически запрещено. В целях безопасности его подкрашивают в ярко-красный цвет для обнаружения утечек.

Сегодня наиболее часто применяют модернизированную вариацию теплоносителя, лишенную токсичности — пропиленгликоль. Ее утечки и паровые испарения не опасны для здоровья. Утечки в горячую воду в одинаковой мере не могут нанести вред потребителям ГВС. Это вещество пищевого назначения, его активно применяют в кондитерской отрасли. Такой теплоноситель покрывает внутренние стенки поверхностей нагрева котла, тем самым защищая их от коррозии. Кроме того в состав входят специальные присадки подавляющие накипеобразование.

Таким образом, можно подвести итог, что сегодня в числе всех имеющихся жидкостных теплоносителей систем отопления — дистиллированная вода является самым успешным и безопасным решением.
Она обеспечивает наилучшую теплоемкость, а значит, создает эффективную систему теплоснабжения. Обработанная термическим или химическим способом от опасных для котла солей жесткости. Она обеспечивает безаварийную работу всех узлов системы теплоснабжения.

Что есть антифриз?

Смесь, температура кристаллизации которой существенно ниже, чем у воды. Незамерзающие жидкости содержат различные присадки, которые предотвращают коррозию, окисление, накипь и другие негативные процессы.

Популярные на рынке виды антифризов:

  • На основе этиленгликолей. Эти антифризы самые недорогие, большинство из них отечественного производства. Главный недостаток — токсичность. Вещество опасно для открытых участков тела и дыхательных путей. Этиленгликоли не применяют в открытых, а также двухконтурных системах — из-за существования вероятности попадания вещества в водопровод.
  • Пропиленгликоли безопасны для человека, но из-за этого существенно дороже этиленгликолей, температура кристаллизации выше. Обычно эти составы импортные.
  • На глицериновой основе. Полностью безопасны — даже если попадут в питьевую воду. Самый редкий вид теплоносителя.

Особенности систем горячего водоснабжения

Организация, осуществляющая отопление многоквартирных домов, ведает и подач горячей воды потребителям.

Как и климатическая система, эта инженерная сеть имеет некоторые отличительные черты:

  1. Подогрев горячей воды и теплоносителя в отопительный период производится централизованно. Чаще всего для подачи обеих жидкостей используются одни и те же трубопроводы. Для отделения потока применяется запорная арматура, расположенная в подвале.

Подогрев горячей воды и теплоносителя в отопительный период производится централизованно. Чаще всего для подачи обеих жидкостей используются одни и те же трубопроводы.

  1. Система горячего водоснабжения может иметь одну или две трубы. Последняя схема более предпочтительна, так как позволяет избежать перерасхода воды, который происходит в однотрубной системе при открытии крана (каждый потребитель ждет, пока сольется остывшая вода и начнет течь горячая).
  2. Часто к трубопроводу горячего водоснабжения подключаются радиаторы, установленные в ванной и используемые для сушки полотенец. Это не очень удачная схема, так как полотенцесушитель остается горячим в летнее время, делая нахождение в ванной некомфортным.
  1. Из-за того, что горячая вода подается по трубам отопления, ее часто отключают в летний период. Это необходимо для проведения профилактических работ на магистральном оборудовании тепловых сетей.

Антифриз красный, зеленый, синий: в чем разница

Итак, все незамерзающие жидкости – это водный раствор многоатомного спирта. В своем содержании по отношению к общему составу антифриза – это 80%. Остальные это присадки. Именно они и окрашивают жидкость в разные цвета.

В синий цвет незамерзающую жидкость окрашивает тосол. Правда, если необходимо добиться, чтобы антифриз имел температуру замерзания в пределах от -30°С до -40°С. Если требуется ниже -65°С, то цвет будет красным. То есть, от количества вносимого в раствор тосола меняется и цвет всей жидкости.

Антифриз синего цвета

Тосол – присадка первого поколения, которая изготавливается из неорганических соединений. То есть, это стопроцентная химия. Отсюда и небольшой срок эксплуатации – 3 года.

Зеленый антифриз поступает в продажу под маркой G11. Хотя не все производители предлагают данный оттенок. Есть и желтый, и красный. Но основная масса европейских производителей предлагают именно зеленый окрас. Эта присадка второго поколения, в которой смешаны и неорганические, и органические вещества. К последним относится карбоновая кислота, от концентрации которой зависит качество самой присадки. Что касается плюсов и минусов, то их можно распределить так.

Преимущества Недостатки
Снижается коррозия металла за счет обволакивания внутренних поверхностей защитной пленкой. Защитная пленка – это снижение теплоотдачи.
Температура замерзания -65°С. Пленка со временем осыпается и образует налет.
Температура закипания +115°С. Срок службы – не более 3 лет.

Красные присадки – это последнее поколение, в состав которых входит только карбоновая кислота. Вот их преимущества и недостатки.

Плюсы Минусы
Не образуют пленку на стенках котлов, труб и радиаторов, отсюда высокая теплоотдача. К сожалению, данная присадке не является антикоррозийной. С коррозией она борется, но только, если она уже образовалась.
Локализуют очаги коррозийных участков.
Негативно не воздействуют на резиновые и пластиковые уплотнители.
Срок эксплуатации – 5 лет.

По какой причине может потребоваться разбавление антифриза?

Состав сбалансирован, поэтому добавление в него каких-либо веществ может иметь крайне неприятные последствия, но есть один нюанс. Дело в том, что ряд антифризов продается в виде концентрата и разбавлять его не просто разрешается, а необходимо

Здесь важно внимательно ознакомиться с прилагаемой инструкцией и соблюсти объем воды, которые требуется заливать

У каждого охладителя установлен свой показатель вязкости, при котором состав выполняет свое назначение в полной мере. Именно степень вязкости дает возможность не испаряться хладогену в жару и не замерзать в морозы. Ни один производитель не рекомендует доливать в антифриз воду, если это не указано в заводской инструкции

Когда речь идет о концентрате, то для заливки использовать обычную воду тоже нельзя, важно запастись на этот случай дистиллятом

Как подготовить воду в домашних условиях

К основным проблемам, которые нужно решить, относятся – смягчение, обезжелезивание, обессоливание и устранение твердых и мягких вкраплений. Выбирая методы и способы, следует помнить – повышенная кислотность требует ощелачивания (пригодится сода), высокое содержание щелочей – окисления (хлор).

А теперь рассмотрим еще варианты, доступные для выполнения в домашних условиях:

  1. Самый простой способ, как умягчить воду для системы отопления, прокипятить. Но убрать различные соединения таким образом не получится, поэтому специалисты советуют применять ингибиторные фильтры для нейтрализации накипи. Фильтровальное оборудование помогает исключить из теплоносителя едкий натр, кальцинированную соду, известь.
  2. Вариант очистки без реагентов – магнитные умягчители. Приборы с магнитом выделяют из воды элементы магния, кальция, меняя форму молекул и заставляя компоненты выпадать в осадок. Но способ эффективен, если прогрев теплоносителя не поднимается выше отметки +70 С.
  3. Если в систему заливается дистиллированная вода для отопления или талая, дождевая, то такую жидкость нужно поставить на отстаивание минимум на 3-4 дня. Затем проверить уровень pH, который должен располагаться в пределах не ниже показателя в 6,5 единиц.
  1. Чтобы вывести из жидкости избыток железа, воду отстаивают. В процессе проникновения кислорода в воду начинается процесс коррозии, металл выпадает в ржавый осадок. Для выполнения работ потребуется большая тара объемом не менее 300 л, компрессор для нагнетания кислорода. Срок отстаивания зависит от концентрации элементов железа. После завершения процедуры вода для котла отопления проверяется экспресс-тестом и можно заливать теплоноситель в систему.
  2. Если нужен вариант, как смягчить воду для отопления своими руками и одновременно вывести избыток железа, подойдет метод обратного осмоса и применение фильтров с ионообменными смолами.

Для устранения мелких и крупных механических вкраплений применяются фильтры различного типа. Чтобы убрать из воды марганец, следует применять те же способы, что и для выведения железа. А снизить риск размножения болезнетворных бактерий поможет облучение жидкости УФ-лучами, хлорирование.

Умягчение и обезжелезивание теплоносителя необходимы для продления срока работы теплосистемы. Способы домашней обработки пригодны для выведения небольшого количества избыточных компонентов, однако если вода считается очень жесткой или содержит много железа, необходимо ставить качественное фильтровальное оборудование. Подбор приборов производится только после определения химического состава воды.

Выбор величин давления в системе и расширительном бачке

Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла. Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.

Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!

Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.

Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм). Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот. Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.

Уровни давления в расширительном бачке.

Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве. Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза)

Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя. Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости

Заключение

Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.

Как реализовать альтернативное отопление частного дома

Двухтрубная система отопления частного дома — классификация, разновидности и практические навыки проектирования

Однотрубная и двухтрубная разводка отопления в частном доме

Когда можно заливать?

Однако на дороге может случить всякое, например слетел шланг, или прохудился радиатор и антифриз начинает вытекать, уровень падает! Так ехать нельзя, нужно что-то делать. Идем в обычный супермаркет, да хоть в «колонку» — наливаем (приобретаем) воды и без страха льем в свой расширительный бачок. Таким образом, вы сможете дотянуть до СТО, но после обязательно сливаем ее, полностью промываем систему и заливаем антифриз – тот который вам рекомендован.

В этом случае эта «заливка» – обоснована! С пустой системой охлаждения ехать вообще нельзя, либо эвакуатор, либо так как я указал. Вы не дадите двигателю перегреться и нормально дотянете, до автосервиса. Конечно, самое идеальное найти дистиллированную воду, но она не всегда есть под рукой.

Вода или антифриз — что выбрать?

Чтобы разобраться, в каких условиях лучше использовать антифриз, а в каких лучше воду, стоит рассмотреть недостатки незамерзающих жидкостей:

  • С двухконтурными котлами антифриз лучше не использовать из-за опасности попадания в контур водоснабжения.
  • Исключается установка оцинкованных труб (возможно разрушение слоя цинка).
  • Низкая теплоемкость требует установки большего количества радиаторов.
  • Потребность в дополнительном оборудовании (циркуляционных насосах, расширительных баках).
  • Необходимость замены жидкости не реже одного раза в 5 лет (производители рекомендуют менять еще чаще – раз в 3 года) приводит к дополнительным расходам.
  • Антифриз выбрать не так уж просто, нужно учитывать рекомендации производителя котла и все условия эксплуатации.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Таким образом, по всем параметрам, кроме температуры замерзания, антифриз уступает воде. Заливать антифриз в систему отопления дома стоит только в условиях повышенной вероятности возникновения аварийных ситуаций и отключения отопления во время отсутствия хозяев: если дом в зимний период эксплуатируется только периодически, если работа оборудования зависит от электроснабжения, а с ним бывают перебои и в других подобных случаях. Главным образом, выбор вода или антифриз зависит от того, какая температура должна быть в доме в зимний период. При поддержании уровня температуры и постоянном проживании людей применять антифриз нет смысла – при аварийной ситуации воду можно оперативно слить и предотвратить возможные проблемы.

Немного об антифризе

Сначала о самой жидкости, используемой сейчас в системах охлаждения. В авто заливают специальную жидкость – антифриз, основное достоинство которого – низкий порог замерзания, поэтому он остается в жидком состоянии даже при сильных морозах.

Основными компонентами этой жидкости являются этиленгликоль (пропиленгликоль) и дистиллированная вода.

Причем количество ингредиентов строго дозировано, чтобы получить необходимый порог замерзания.

Интересно что по отдельности эти компоненты замерзают при невысоких отрицательных температурах, но смесь их в определенных пропорциях не кристаллизируется даже при -45 градусов С (обычный антифриз) и — 65 градусов С (арктическая смесь).

Но при этом изменение этих пропорций в любую сторону (этиленгликоля больше, а воды меньше или наоборот) приводит к повышению температурного порога замерзания.

В продажу антифриз поступает как в концентрированном виде. В его составе есть только этиленгликоль и присадки и его нужно разводить дистиллятом в требуемых пропорциях.

Так и уже в виде готового раствора, который можно сразу заливать в систему.

Сразу отметим, что широко известная жидкость под названием «Тосол» — это тоже антифриз с тем же основными компонентами, просто она была разработана отечественными учеными, а в названии этой жидкости зашифрован отдел НИИ, где он был разработан.

Но все же «Тосол» — антифриз, поэтому в дальнейшая информация будет относиться и к нему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ленинградская стройка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: