Ценность коллекционного фарфора

Такие разные самовары

(Музейный экспонат — классический самовар с трубой-сапогом)

На протяжении десятилетий на тульских фабриках выпускались разные самовары. Среди них были как известные модели, так и менее популярные. Например, особо почитался в народе вариант «Паричко». Его преимущества заключались в следующем:

  • мог работать на жидком и твердом топливе;
  • не сгорал даже при отсутствии воды;
  • хорошо сохранял тепло.

(Принцип работы угольного самовара)

Основные принципы изготовления самовара не изменились с XVIII века. Стандартная конструкция состояла из трубы, через которую попадало топливо в жаровню. На конце была конфорка: тут размещали заварочный чайник. Если двести лет назад самовары изготавливались вручную, то в начале XX века на заводах появились механические помощники. Производство стало более легким и быстрым.

(Современный электрический самовар уже из менее изысканных, но более теплоустойчивых материалов)

В 60-70 х годах XX века появились варианты электрических и комбинированных тульских самоваров. Их часто любили преподносить в качестве подарка представителям различных иностранных делегаций.

Сегодня на самом знаменитом тульском заводе «Штамп» продолжают выпускать уникальные самовары. Каждый желающий может выбрать себе модель «под старину», с именной гравировкой, с росписью или даже самый эксклюзивный вариант.

Хронология использования проб в нашем государстве

  • С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
  • В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
  • В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб — та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
  • В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву — русского.
  • Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.

И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется

Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.

История промысла

(Первый самовар не блистал изящностью)

Само «самоварное дело» родилось на Урале, производство началось там, где активно добывали металл — медь и латунь.

Почему же в историю вошло название «тульский»? Случилось это благодаря человеческому ресурсу: лучшими мастерами в обработке металла на то время считались тульские оружейники. Вот поэтому производство постепенно перекочевало в Тулу. Также это было удобно с точки зрения торговли: основной сбыт продукции шел через Санкт-Петербург и Москву.

(Переносной небольшой самовар)

Первые образцы самоваров были предназначены для использования в армии. Поэтому их делали переносными и разборными. Использовались как небольшие варианты, рассчитанные на маленькую компанию, так и модели, чай из которых могли пить многие. На то время можно было найти самовары объемом от 3 до 15 литров.

(Тульские самовары отличались разнообразием форм)

Несмотря на то, что самовар в Туле уже пробовали изготовлять, но еще не в масштабном производстве, поэтому родоначальниками промысла принято считать братьев Лисицыных, которые в 1778 году изготовили первый, истинно тульский самовар. Чем же он отличался от ранних небольших производств? А именно, разнообразием форм, чеканкой и фирменной гравировкой, яйцеобразной и круглыми формами, ручками-петельками и кранами-дельфинами  А вот в промышленных масштабах выпускать их стали только спустя 25 лет. В 20-х годах 19 века в Туле уже было 28 таких фабрик. Ежегодно они поставляли на рынок 120 тыс. единиц товара.

История производства

Основание и расцвет завода

Крупнейшее на сегодняшний день предприятие по производству посуды, изделий из фарфора и фаянса было создано в 1832 году в деревеньке Дулёво Московской губернии. Крестьянин Терентий Кузнецов приобрел земли на пустоши Дулёво, находящейся недалеко от деревни Ликино, и построил на ней фарфоровый завод. Позже здесь образовался город Дулёво-Ликино.

Фабрика в Дулёво. Фото 1896 г.

Терентий Кузнецов был сыном известного основателя династии российских «фарфорофаянсовых королей» Якова Кузнецова, который был весьма предприимчивым крестьянином, сумел выкупить себя и привил детям интерес к своему фарфоровому делу. Терентий продолжил дело отца и за двадцать лет превратил завод в одно из ведущих предприятий по изготовлению фарфора в России.

В 1864 году завод перешел по наследству к внуку основателя Матвею Сидоровичу Кузнецову, в годы руководства которого завод достиг наивысшего расцвета. Матвей Сидорович отправлял своих работников для обучения за границу и постоянно внедрял новые технологии, что позволило заводу оказаться в числе лидеров среди российских фарфоровых мануфактур этого периода. Расцвету предприятия способствовало и включение его в состав организованного Кузнецовым товарищества производства фарфоровых и иных изделий. В начале XX-го века на предприятии работало более двух тысяч работников, а сам Кузнецов получил звание придворного поставщика фарфора.

Советский период

В 1918 году завод Дулёво был национализирован, как и другие российские фарфоровые заводы. До момента распада СССР в 1991 году на предприятии трудилось более 6,5 тысяч человек.

Если многие фабрики после национализации постепенно пришли в упадок, то Дулёвский завод стремительно развивался. На предприятии появилась собственная художественная лаборатория, цеха усовершенствовали, а количество изделий из фарфора и фаянса увеличили втрое по сравнению с началом XX-го века.

В этот период Дулёвский фарфоровый завод мог похвастать не только числом выпускаемых работ, но и их качеством. Этому способствовало появление на заводе талантливых художников П. Леонова, В. Яснецова, Т. Воскресенской и многих других, чьи работы представляли на выставках международного характера.

Постсоветский период

С распадом Советского Союза рабочие предприятия приватизировали завод, что не способствовало его дальнейшему процветанию. К 2012 году отсутствие вложений в предприятие дало о себе знать: в цехах стояло старое оборудование, потребляющее чрезмерно много энергии, завод имел громадные долги и не мог по достоинству оплачивать труд работников. В итоге былая востребованность Дулёвского фарфорового завода стала падать, а постоянные клиенты стали все реже покупать заводскую продукцию.

Упадок на заводе привел к тому, что предприятие пришлось продать предпринимателям из России. С этого момента Дулёвский фарфоровый завод переименовали в ПК «Дулёвский фарфор».

Завод «Дулёвский фарфор». Фото 2015 года.

Именно под таким названием предприятие и работает по сей день. Новые владельцы вложили значительные средства в покупку новых современных печей и оборудования ведущих производителей из Франции и Германии. В результате этого завод вновь набрал производственные обороты и считается одним из крупнейших фарфоровых предприятий не только в России, но и в Европе.

Цех завода «Дулёвский фарфор» в настоящее время.

Когда появился первый самовар на Руси

Согласно одной из легенд водогрейный прибор появился у славян во времена правления Петра I. Император часто покидал пределы родной страны и путешествовал по зарубежью. Из-за границы он привозил огромное количество невероятных идей и уникальных предметов. Если верить древнерусским «слухам», то самовар Петр привез из Нидерландов.

Однако в исторических летописях продвигают иную версию. В соответствии с ними диковинное приспособление появилось на Руси после смерти императора. И создали его не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. Упоминание про тульский агрегат встречается шесть лет спустя.

Вместе с самоваром в шестнадцатом веке появился и чай. Максимальную популярность напиток обрел к концу девятнадцатого столетия.

Что такое именник?

В ювелирном деле именником называют клеймо, которое проставляет на изделии его изготовитель – завод или мастерская. Внимательно изучив именник, вы узнаете, кто и в каком регионе изготовил ваше кольцо или серьги, а также в каком году это произошло. Именники проставляются на изделиях в обязательном порядке и служат дополнительным визуальным подтверждением качества вещи.

Если на украшении нет именника – скорее всего, оно было сделано на нелегальной фабрике либо вообще кустарным способом, и за его качество никто не несёт ответственности. Впрочем, подделать именник известного предприятия так, чтобы обычный потребитель не смог отличить его от настоящего клейма, несложно, хотя профессионал моментально обнаружит фальшивку.

Традиция клеймения драгоценных украшений уходит корнями глубоко в прошлое. Искусные мастера изобретали собственные значки, чтобы пометить изделия, а заодно удостоверить подлинность золота, из которого они сделаны. С развитием государственной власти ужесточается надзор за деятельностью ювелиров и унифицируются клейма. В России государственные клейма появились в XVII столетии, в странах Европы – на несколько веков раньше.

Расположение и внешний вид

Место маркировки ювелирных изделий зависит от типа украшения. Но вне зависимости от расположения знака производители стараются сделать его малозаметным. Чтобы найти его, лучше использовать линзу. Наиболее часто клеймо располагается в следующих местах:

  1. На кольце — внутри или снаружи ободка.
  2. На серьгах — на швензе или штифтах.
  3. На кулонах или подвесках — на специальных колечках для подвешивания.
  4. На браслете — между изделием и замком.

Знак, который ставит контролирующий орган — государственная пробирная инспекция — состоит из 2 контуров прямоугольной, овальной или продолговатой формы (для золота). Внутри можно рассмотреть профиль девушки в кокошнике, обращенный вправо, шифр инспекции и цифры, обозначающие пробу. Если речь идет о предметах, изготовленных в СССР, проба на золоте выглядит как пятиконечная звезда.

Для других драгоценных металлов предусмотрены знаки в виде иных фигур. Шифр показывает, какая именно территориальная инспекция проводила проверку и поставила клеймо на ювелирном изделии. Для каждого подразделения имеется строгое расположение элементов. Например, Центральная инспекция (ЦИПН) маркирует изделия из золота буквой М в нижнем левом углу клейма или точкой в его правом верхнем углу.

Как расшифровать код именника на ювелирных изделиях

Изначально оттиск именника задумывался как своеобразный код о предприятии, которое выпустило ювелирное изделие. Такой знак позволял без лишних процедур определить какой завод изготовил каждое конкретное украшение. Появление именника на драгоценных сплавах давало возможность в несколько раз увеличить контроль качества выпускаемых прикрас на государственном уровне.

Чтобы разобраться, что означает четырехзначный код около клейма, необходимо знать какая информация заложена в каждый символ. Слева направо:

  • Год выпуска. Обозначается одной буквой кириллицы с начала алфавита. Каждой букве присвоен свой год. Так, к примеру, украшение, изготовленное в 2001 — это А, 2002 — Б, 2003 — В и так далее.
  • Код Государственной Инспекции Пробирного надзора. Второй знак определяется одной из 16 букв, под которой зашифрована территориальная инспекция, которая выдала разрешение на деятельность конкретному заводу или предприятию.
  • Код изготовителя. Любому лицу и предприятию, занимающемуся выпуском ювелирных изделий присваивается свой уникальный код, который является частью именника. Этот двузначный шифр может состоять как из цифр, так и букв, а также их сочетаний.

Кроме подлинности используемых материалов для изготовления ювелирных изделий пробирная служба предъявляет конкретные требования к внешнему виду именника, который должен иметь четкие размеры — 0,5 х 1,5 мм. Отклонение от этих норм может стать весомым поводом отказать производителю в регистрации.

Изделия из стекла и посеребренного металла

Модерн, арт-нуво


1906 г. Блюдо для сладостей с
фигуркой девушки,
основной металл Britannia.


1905 г. Ваза из цветного стекла с обрамлением из металла Britannia, выполненным с растительными
элементами. Экземпляр входит
в каталог
WMF 1906 года.


1900–1909 гг. Кувшин для вина
«Орел» из меди
и латуни.


1900 г. Ваза для фруктов из
оловянного сплава
с женской фигуркой
и виноградной лозой.


Приблизительно 1905 год.
Высокий кувшин.
Стекло цвета зеленого мха,
базовый материал
— оловянный сплав,
место производства
Гайслинген.


1915 г. Сосуд для пунша с черпаком.
Стекло и посеребренный
металл.


Изготовлено в 1920-х годах в Австрии. Молочник и сахарница на подносе.


1900–1910 гг. Сосуд для охлаждения
вина, сделанный в
Австрии.
Основной металл —
оловянный сплав, чернение.


1906 г. Зеркало, основной материал
рамы — оловянный сплав.


1900 г. Высокое зеркало с
женской фигурой,
основной металл Britannia.


1906 г. Ваза на подносе с зеркальной поверхностью.
Основной металл Britannia.


1904 г. Сервиз для чая и кофе:
кофейник, чайник,
сливочник, сахарница.
Основной металл —
оловянный сплав.


Комплект для шампанского, стекло, основной металл — сплав оловянный
и Britannia.

Модернизм, ар-деко


1930 г. Торшер из хрома
с бакелитовыми сферическими
украшениями. Дизайнер
Fritz August Breuhaus de Groot.


Приблизительно 1935 год. Набор для коктейля.


1930 г. Подсвечник, основной металл
латунь.


1925 г. IKORA, ваза-тюльпан,
основной металл латунь,
чернение, серебрение,
позолота.


Ваза «Радужный стеклянный шар»,
дизайн Карла Вайдмана
для WMF IKORA
«Myra-Kristall».


1930 г. Изделия из радужного стекла
IKORA «Myra-Kristall».


1930 года. Бокал и
стеклянные бусы
IKORA «Myra-Kristall».

Другие стили


1900 г. Небольшая вазочка,
цветное стекло и металл,
чернение.


Ваза-ладья в форме гондолы,
основной металл Britannia,
чернение.

Чаепитие и самовар – русская чайная церемония

С этой уникальной посудой связаны традиции русского чаепития, которое начиналось со слов «Самовар поставь». Процесс розжига и закипания занимал какое-то время, поэтому к застолью действительно готовились заранее.

За столом было принято вести долгие разговоры

Важность и продолжительность застолий измеряли с помощью самоваров, говорили: «мы 3 самовара вскипятили»

Даже с появлением электрических конструкций традиции долгое время сохранялись на том же уровне. Русское чаепитие перестало существовать только с появлением быстрых способов кипячения: электроприборов или чайников для плит со свистком.

Клеймение изделий с покрытием

Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая — основного сплава и вторая — сплава, которым украшение покрыто.

Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:

  • МН — мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
  • МНЦ — нейзильберг.
  • АЛ — алюминий.
  • НЕРЖ — нержавеющая сталь.

В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.

Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:

  • 800 проба. Состав — 80 % серебра, остальное — медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
  • Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
  • 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена — качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
  • 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.

Как отличить подлинник от подделки?

Интерес к антикварному фарфору, его высокая стоимость на рынке создают благоприятные условия для производства и продажи подделок. Не каждый любитель в состоянии отличить настоящие фарфоровые изделия от копий, изготовленных из керамики, фаянса.

Есть несколько советов, которые помогут сориентироваться новичкам.

  1. У фарфоровых предметов поверхность гладкая и ровная, она не поглощает жидкость. По этой причине чашка или блюдце никогда не потемнеют от чайного или кофейного налета.
  2. Высококачественный фарфор «поет» — если легко постучать по его стенке, раздастся мелодичный звук.
  3. У настоящих фарфоровых чашек, тарелок, статуэток прозрачная текстура. Ее видно, если посмотреть на них при ярком свете. У каменной керамики прозрачного свечения не будет.

Начинающим коллекционерам нужно научиться различать твердый и мягкий фарфор, идентифицировать ручную роспись и переводные картинки. Старинные изделия, представляющие ценность, почти всегда расписывались вручную.

Важно, чтобы изделие соответствовало стилистике, цветовой гамме и позолоте того времени, которым оно датируется. Найти информацию по конкретному производителю, интересующему периоду и клеймам можно в интернете, а затем сравнить с экземпляром, вызывающим сомнения

Визуально плохая прорисовка, некачественная размытая роспись и несоответствие цветов могут быть признаками подделки.

Иногда случается, что антиквары продают фарфоровые предметы после реставрации. Степень реставрации бывает разной, в зависимости от количества дефектов. Обязательно нужно уточнить этот момент у продавца. Если тот отвечает невнятно, уходит от темы, есть повод усомниться в чистоплотности его действий.

Своеобразной страховкой для покупателя станут документы, подтверждающие факт продажи коллекционного фарфора, с указанием даты, состояния изделия, стоимости и гарантии его подлинности. Если предмет окажется копией или выявятся скрытые дефекты, покупателю проще будет доказать свою правоту и вернуть деньги.

Принципы нанесения клейма

Клеймо может находиться внутри или снаружи изделия. Самый первый и популярный способ – это механический. Этим искусством должен обладать каждый ювелирный мастер. Сначала для этого применялся обычный молоточек, а потом был изготовлен специальный механизм, осуществляющий процесс автоматически. Присутствовали также специальные наковаленки, без которых нанести ювелирную печать аккуратно было практически невозможно. Станки уже ввели, когда потребовалось массовое клеймение.


Электроискровой метод проводится с участием электродов

Электроискровой метод проводится с участием электродов. Для этого была изготовлена специальная установка, с помощью которой оттиск выжигается искрой. Если на клейме присутствуют перемычки сверху между контуром и значком, значит, этот предмет клеймили электроискровым способом. Этот метод более эффективный, но не все ювелирные мастерские и заводы применяют его, потому что подобная установка стоит приличных денег.

Для очень дорогих ювелирных изделий могут применяться специальный лазер, который наносит клеймо очень аккуратно. Этот метод не так актуален в массовом производстве, потому что лазерная отметка со временем исчезает. Если человек приобрел подобное изделие, то относится к нему нужно более бережно, потому, что через время отметка попросту пропадет и уже нельзя будет подтвердить принадлежность украшения к драгоценному справу.

ВАЖНО! Подделать пробу не так сложно, но мастер сразу поймет, что она не настоящая. В советское время именно из-за работы мошенников оттески менялись несколько раз

Чаще всего фальшивые предметы попадались в серебряной посуде.

Самые дорогие самовары с оттиском

Для определения ценности самовара с клеймом необходимо руководствоваться следующими характеристиками:

·         Количество меток и дата производства. Существует довольно мало отметин, указывающих на срок создания, а те аппараты, которые имеют много знаков, были произведены намного позже.

·         Состояние клейма. Если на клейме хорошо видна надпись, то этот самовар заслуживает внимания.

·         Характер оттиска. Стоимость устройства зависит от изготовителя и качества.

Наибольшей ценностью в настоящий момент обладают самовары фабрик Дубинина и Севрюгина. К категории особенно ценных и уникальных относятся экземпляры от Баташевых и Тейле.

Также повышали стоимость и королевские медали, так как такая фабрика являлась царским поставщиком. Подобные модели были востребованы даже заграницей.

Состав и свойства

Серебряные изделия изготавливаются из сплавов, в которые добавляются другие металлы — лигатуры. Задачей их является придание материалу дополнительных характеристик, повышающих его практичность, прочность или визуальную составляющую.

Серебро с пробой 875 имеет определенный состав, закрепленный в международном стандарте:

Содержание металла серебра в 1 грамме изделия 875 пробы

Основной компонент Граммы Караты
Серебро 0,875 21

Каратная система получила распространение наравне с метрической для оценки степени чистоты сплавов в регионе арабского мира, США и т.д. Под каратами понимается количество основного вещества в металле, максимальное значение — 24 (равно 100% концентрации).

Медь — дешевый металл, способствующий, помимо снижения стоимости готового сплава, повышению его прочности и долговечности. Минусом легирования медью является изменение внешнего вида с годами: поверхность тускнеет, пропадает блеск. Для устранения этого явления многие изделия из 875 пробы покрываются родием: он придает дополнительное сияние и металлический блеск и защищает от механического воздействия.

Основные характеристики металла с клеймом 875:

  • твердость;
  • пластичность;
  • ударостойкость;
  • низкие величины точки плавления;
  • высокий показатель отражения света (почти 100%);
  • светло-желтый оттенок.

Прочность

Показатель прочности и устойчивости серебра 875 пробы зависит от окончательного объема примесей меди. Сплав отличается более высокими показателями прочности и пластичности, чем серебро высшей пробы: металл в природном состоянии — мягкий, чем выше доля чистого Ag, тем ниже прочность изделия.

Интересные факты

Русский самовар за свою долгую историю собрал множество рекордов:

  • Наиболее дорогостоящим изделием считается водогрейный аппарат, выполненный в мастерской Фаберже. Для изготовления использовали серебро или позолоту. В качестве декоративных элементов применяли необычную чеканку, литьё или просечку.
  • Тульский самовар вместимостью двести пятьдесят литров и весом 100 килограмм изготовили в 1922 году в качестве подарка для председателя ВЦИК Калинина. Вода закипала за сорок минут и сохраняло тепло в течение двух суток.
  • Самым большим аппаратом могут похвастаться украинцы. Они смастерили «гиганта» весом более трех центнеров, высотой 1,8 метра и объемом 360 литров. Самовар поставили в здании железнодорожного вокзала города Харьков. За один день он мог обслужить десять тысяч человек.
  • Самым миниатюрным изделием считается 3,5-миллиметровый нагреватель, созданный слесарем Васюренко во времена СССР. В нем можно было вскипятить одну капельку воды. Однако абсолютный рекорд поставил знаменитый «левша» и мастер микроминиатюр Николай Алдунин. Ему удалось создать самовар высотой 1,2 миллиметра. Изготовлен шедевр из золота и включает в себя двенадцать деталей.

Виды клеймений серебра в России

Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:

  • Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» — имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
  • К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
  • Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. Такой пробы достаточно.
  • Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» , или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
  • К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
  • До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
  • До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
  • Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.

Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.

Клейма Фраже

Изделия Фраже всегда имели клейма, отличавшие их от посеребренных изделий других фирм. На предметах, выпущенных этой компанией, указывался, кроме компании-производителя, метод нанесения покрытия, а уже через 16 лет после основания фирмы — количество использованного драгоценного материала. Материал подложки также можно встретить на изделиях Фраже.

Клейма компании в разные года имели следующий вид:

  1. 1824-1840. Раннее клеймо. Состоит из подписи FRAGET A VARSOVIE, размещенной в две строки, на третьей имелось слово DOUBLEE, что означало что серебряное покрытие нанесено с двух сторон. Иногда была добавлена также и цифра, которая указывала на содержание серебра в процентах.
  2. 1840-1851. Следующее клеймо имело надпись в овале WARSZAWA FRAGET с годом выпуска. В 1844 ввели внизу пометку 1 QTE, что означает высшее качество, но использовали ее редко. Иногда вместо единички ставили 2 — среднее качество.
  3. 1851-1855. Это клеймо было похоже на предыдущее, но вместо года выпуска красовалась надпись PLAQUE, иногда к ней добавлялась жирная точка. В эти же годы ходило клеймо с нанесением буквы N в ромбе, что означало нормальную толщину серебра.
  4. В 1854 году выпускались юбилейные клейма. В двух из них надпись была рельефной, в третьем слово FRAGET имело удлиненное написание. Посвящались они 30-летию фабрики.
  5. Далее, до 1896 года клейма имели подобный вид, отличались в основном удлинением слов или рельефностью. Содержали пометки PLATER и GALW, что отвечало разным видам нанесения серебра.

В 1896 году компания получила возможность ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия вплоть до 1915 года. На определенном этапе изделия маркировались двузначной цифрой, которая означала, сколько серебра ушло на изготовление обычно двенадцати таких приборов.

На протяжении большого периода времени изделия Фраже были очень популярными и расходились с огромной скоростью. По внешнему виду их было не отличить от серебра, а новые на то время технологии позволяли им быть широкодоступными.

Несмотря на то что драгоценного металла в таких изделиях немного, они продолжают только расти в цене. Сейчас их уже можно продать как антиквариат, но если найти покупателя, который в этом разбирается.

https://dedpodaril.com/yuvelirka/drugoe/frazhe-chto-eto-takoe.html

http://www.antik-invest.ru/blog/?page_id=88

Когда стали пить чай на Руси

Сложно назвать точную дату. Впервые славяне познакомились с ароматным напитком в шестнадцатом – семнадцатом веке, то есть намного раньше англичан и голландцев. В 1618 году казак Иван Петелин вместе со своим отрядом попал в Китай, из которого для венценосной семьи Романовых привез несколько коробок с заграничным напитком.

Однако царь не оценил по достоинству вкусовые качестве подарка. Второй раз чай попал на Русь в 1638 году. Монгольский правитель Алтын-Хан через российского посла передал напиток, как презент царю. Но и эта попытка привить русскому народу любовь к ароматному чаю закончилась провалом. Михаил Федорович предпочитал национальные блюда и напитки.

Очередная попытка чая задержаться в России произошла спустя тридцать лет. Сильно заболел сын царя Алексея Михайловича и лекарь назначил заварку в качестве лечебного препарата. Поэтому в семнадцатом веке любимый напиток современности считался медикаментом.

Однако вскоре отношение к чаю резко изменилось и на Руси начали зарождаться первые церемонии, связанные с его употреблением. В семнадцатом столетии побаловаться чайком могли только представители царской семьи и аристократия. Простолюдинам он был недоступен из-за высокого ценника.

Чем объяснялась космическая стоимость напитка? В те времена отсутствовало железнодорожное сообщение и прочие варианты передвижения на дальние расстояния. Поэтому чай из Китая в России доставляли сухопутным караваном в течение шестнадцати месяцев.

В девятнадцатом веке вместе с развитием транспорта синилась цена на напиток. Чай стал доступен всем слоям населения.

Какие бывают пробы у столового серебра

Серебро – мягкий металл, поэтому его использование в чистом виде ограничено только технической сферой и изготовлением мерных слитков.

В быту мы сталкиваемся с ювелирными сплавами на основе серебра: из них делают украшения, аксессуары, предметы интерьерного декора и, разумеется, столовое серебро.

Чтобы получить сплав с достойными прочностными характеристиками, к серебру добавляют так называемые лигатуры, то есть, ювелирные сплавы.

Проба на столовых приборах обычно проставляется на рукоятке снизу, но возможны варианты (особенно на старинных изделиях). На данный момент на российских изделиях она отражает содержание драгоценного металла в грамме ювелирного сплава по общепринятой системе СИ. Например, 925 проба означает, что в килограмме сплава содержится 925 граммов серебра (92,5%) – все просто и понятно.

В царской России была принята другая система мер, золотниковая, поэтому на старинном столовом серебре вы увидите не трех-, а двузначные числа. Чаще всего встречается серебро 84 пробы. Этот показатель соответствует современной 875 пробе.

Кстати говоря, из сплава 875 пробы выпускалось практически все столовое серебро советской эпохи. Позволить его себе могли немногие, но качество этих изделий было безупречным. Состоятельные люди, высокопоставленные чиновники и иностранцы покупали его с удовольствием.

Чем столовое серебро отличается от ювелирного

Столовое серебро отличается от ювелирного лишь сферой применения: используются аналогичные сплавы. Другое дело, что для ювелирных нужд чаще используют высокопробные сплавы, в то время как столовое серебро может нести клеймо со скромным числом «800».

Использование серебра 925 пробы в производстве столовых приборов ограничено по понятным причинам. Этот сплав достаточно мягкий, что способствует истиранию и деформации изделий в процессе эксплуатации. Вилка с легко гнущимися зубцами, согласитесь, не слишком удобна.

Набор столовых приборов 4 предмета (перейти в каталог SUNLIGHT)

Тем не менее из достаточно мягкого 916-го сплава делают очень дорогую посуду (графины, бокалы, рюмки) и предметы столового декора, обычно с эмалировкой. А серебро 960 пробы используется исключительно для изготовления уникальных изделий с ярко выраженными антисептическими свойствами.

Однако с появлением технологии родирования использование стерлингового серебра в не слишком привычной сфере участилось. Теперь высокопробные вилки, ложки и ножи путем гальванизации покрывают слоем родия.

Вследствие такой обработки поверхность столового серебра становится более блестящей, долговечной, устойчивой к физическим и химическим воздействиям. Да и ухаживать за родированным столовым серебром неизмеримо легче.

Что в тренде?

Выше упоминалось, что чаще всего коллекционеры в России и СНГ приобретают русский фарфор. Причин несколько, одна из них в том, что он часто встречается на рынке антиквариата. Вторая – изделия русских заводов и мануфактур славятся высоким качеством, уникальной росписью и самобытностью.

В числе востребованных продукция заводов, принадлежавших:

  1. Гарднеру – предприятие работало в селе Вербилки Московской губернии.
  2. Братьев Корниловых – производство находилось в Санкт-Петербурге.
  3. Кузнецову – в селе Дулево Владимирской губернии.
  4. Попову – этот завод находился в деревне Горбуново Московской губернии.

Особняком в этом рейтинге стоит продукция Императорского фарфорового завода – она по праву считается самой дорогой. Это предприятие работает и сегодня, но наибольшую художественную и коллекционную ценность представляют его изделия 19 столетия. Искусствоведы оценивают фарфоровые предметы того периода как произведения искусства, художественное достоинство которых огромно. Среди коллекционеров особой популярностью пользуются тарелки «военной серии» и вазы.

Что такое 875 проба со звездой?

В каждом государстве используется собственная система маркирования, утвержденная соответствующим контрольным органом. Внешний вид клейма отличается в зависимости от страны, его поставившей.

Серебряные изделия, произведенные в России,  маркируются клеймом различного вида. Это зависит от периода изготовления сплава серебра:

  • выпущенное с 1958 по 1994 годы — обозначено клеймом с символичным рисунком пятиконечной звездой, в которой расположены серп и молот;
  • после 1994 года — отмечено изображением профиля девушки.

Серебро 875 пробы советского периода (оно со звездой) — наиболее ценное. Сейчас не выпускается, что уже увеличивает ценность, а изображение свидетельствует о подлинности сплава: в СССР не было импортных металлов с более низким содержанием основного элемента. По этим причинам стоимость за грамм металла со звездой выше, чем за изделия с кокошником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ленинградская стройка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: